Когда информатика – это не только цифры, но и творчество…
День учителя. Праздник, вобравший в себя лучшие школьные традиции, от ярких букетов до тёплых улыбок и поздравлений. Но не стоит забывать о том, что, хоть он и является одним «из старожилов» праздничного календаря, есть в этом празднике одна особенность, заключающаяся не только в том, что в памяти многих из нас (да что уж там — памяти каждого!) до конца жизни сохраняются воспоминания о своих учителях, но ещё и в том, что сейчас на наших глазах меняется страна, а вместе с ней и школа, а, следовательно, не только образ педагога, но и требования к нему.
Жизнь современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества в целом. Поэтому эта профессия требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Нам остаётся лишь радоваться тому, что до сих пор находятся люди, которые, выбирая для себя эту подчас непростую дорогу, не только вкладывают в светлые умы подрастающего поколения знания, но и сами ни на секунду не останавливаются в своём развитии.
Ярким примером такого человека является Душухина Наталья Леонидовна , учитель информатики Коченевской школы № 1 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Аргунова.
Математик по образованию и учитель информатики по призванию. Сложно оспорить это утверждение, когда в беседе с Натальей Леонидовной открываешь для себя то, что в основе информатики, на первый взгляд, точного предмета, помимо цифр и программирования, лежит ещё и творчество.
Но обо всём по очереди, начнём со знакомства…
— Доброго дня! Наталья Леонидовна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к информатике? Или она пришла к вам? Ведь, насколько я знаю, по образованию вы математик.
Здравствуйте. Совершенно верно, по образованию я учитель математики. Знакомство с информатикой как школьным предметом произошло в 1986 году в 9 классе. Тогда этот предмет только появился, но в то время он мне не понравился. Технического обеспечения как такового не было, из-за чего сама информатика создавала впечатление чего-то непонятного, а вот математика, напротив, нравилась всегда.
Окончила школу с отличием, вариантов и предложений, куда идти дальше, было много, а вот сомнений насчёт профессии не было вообще. Но зато с выбором конкретного предмета возникли сложности.
В итоге, предпочтение всё же оказалось на стороне математики, во многом благодаря моему учителю – Яковлевой Светлане Георгиевне. Она стала тем человеком, который воспитал во мне любовь к цифрам и точным наукам.
Помню, ещё получила выговор от других учителей своей школы, почему именно математика, а не химия или, например, французский (улыбается).
Потом понеслась череда событий: замужество на втором курсе, переезд в Коченёво, работа в Коченевской школе № 14, а в 2000 году, уже 22 года назад, я перешла в первую школу. Сначала как учитель математики и физики, потом как математик и информатик, а сейчас только учитель информатики.
Окончила школу с отличием, вариантов и предложений, куда идти дальше, было много, а вот сомнений насчёт профессии не было вообще. Но зато с выбором конкретного предмета возникли сложности.
В итоге, предпочтение всё же оказалось на стороне математики, во многом благодаря моему учителю – Яковлевой Светлане Георгиевне. Она стала тем человеком, который воспитал во мне любовь к цифрам и точным наукам.
Помню, ещё получила выговор от других учителей своей школы, почему именно математика, а не химия или, например, французский (улыбается).
Потом понеслась череда событий: замужество на втором курсе, переезд в Коченёво, работа в Коченевской школе № 14, а в 2000 году, уже 22 года назад, я перешла в первую школу. Сначала как учитель математики и физики, потом как математик и информатик, а сейчас только учитель информатики.
— А как именно произошёл полный переход на информатику?
-Это было не моей личной инициативой, а скорее необходимостью. Валерий Васильевич Ларин, который учил информатике до меня и задал высокую планку преподавания этого предмета, ушёл на пенсию, и нужно было его кем-то заменить. Этим человеком оказалась я. Сначала совмещала предметы, но потом информатика меня в себя «влюбила». Сделав свой выбор, осталась с ней.
— Наталья Леонидовна, а что конкретно вам нравится в этом предмете?
— Логичность, красота и элегантность. Возможность импровизировать, формулировать нестандартные вопросы, составлять задачи, приближенные к реальной ситуации. Информатика помогает развивать интеллектуальные и творческие способности и у себя, и у детей.
— Т.е. информатика – это творчество?
— Однозначно – да, но если быть честной, то иногда я вижу и скучающие лица на своих уроках. Например, приходят ребята из 5-6 классов и думают, что они уже все знают о компьютерах, гаджетах и могут сами показать, как разобрать, собрать, снести, установить, а в итоге встречаются с какими-то элементарными, на их взгляд, задачами. К старшим классам эта тенденция, как правило, проходит.
На уроках я стараюсь донести до учеников, что важен не факт реализации алгоритма, а навыки, не конечный ответ в задаче, а идея, которая привела к решению. Ведущая деятельность на уроке информатики — не запоминание, а практическое применение и использование полученных знаний.
Без рутинной работы — никуда, конечно, это обязательный этап обучения, но сам процесс рождения идеи, создания алгоритма решения задачи и есть путь творчества в информатике. Как вижу это я.
— Получается, что математика — это наука с конкретно прописанными требованиями, жёсткими рамками, а информатика, наоборот, даёт возможность расширять границы своего творчества?
-На самом деле во время перехода с математики на информатику в 2001 году у меня было очень много свободы. В качестве основного рабочего документа, на который я ориентировалась, выстраивая ход урока, был лишь основной минимум содержания образования. Т.е. я могла сама выбирать авторские программы, учебники, по которыми хотела бы работать, компьютерное программное обеспечение. В математике такой свободы было меньше. Но свобода – это и обязательства, многому пришлось учиться самостоятельно и вместе с моими учениками. И мне нравится этот процесс – постоянно учиться новому.
Сейчас учителя работают в соответствии с ФГОС. Программы становятся унифицированными и в этом тоже есть плюс, единая программа для всех школ во многом упрощает переход ребёнка из одного общеобразовательного учреждения в другое. А задача современного учителя – вызывать интерес, поддерживать учебную активность и желание познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы.
— Наталья Леонидовна, а современная информатика какая?
-Она разная. Главным девизом информатики 1986 года было: «Программирование — вторая грамотность». В нулевых её начали больше воспринимать как прикладные навыки. Есть техника, для работы на которой программирование знать не обязательно, значит, нужно обучить работе в офисных и других прикладных программах. Современная информатика находится в поиске своей «золотой середины».
Обучение информатике сейчас — это прежде всего формирование и развитие логического и алгоритмического мышления, способности к анализу и синтезу. Информатика — это школьный предмет, который включает теорию информации, информационные технологии, алгоритмы, программирование и социальную информатику, т.е. изучает, как информатизация влияет на общество. Вследствие быстрого развития информационных технологий, а также востребованности высококвалифицированных специалистов в области ИТ быстро изменяется содержание курса информатики. И это тоже вызывает определенные сложности у учителя.
— А как сами дети воспринимают ваш предмет? Осознают его ценность?
-Думаю, да. В нашей школе информатика начинается с 5-го класса в формате курса, где дети получают навыки по работе с приложениями. В 7 классе, когда курс становится самостоятельным предметом с задачами, формулами, правилами, у некоторых детей возникают сложности в том, чтобы перестроиться. Но в 9-м и 11-м классах, сдавая экзамены по окончании школы, многие выбирают информатику, чтобы продолжить обучение и связать свою жизнь с IT-отраслью. Государство и бизнес демонстрируют заинтересованность в таких специалистах, и дети это видят.
Кроме того, мы живем в век информации, и информатика — как раз тот предмет школьной программы, который непосредственно учит детей работать с информацией, извлекать ее, анализировать, хранить и преобразовывать. Немаловажен и вопрос информационной безопасности и гигиены.
— А есть ли разница между учениками начала 2000х и современными ребятами?
-К моему большому сожалению, как не странно, сейчас меньше детей самостоятельно увлекаются программированием. Например, лет 15 назад, таких детей в каждом выпуске было до 5-и человек. Сейчас же это большая редкость. Несмотря на то, что везде можно услышать про развитие технологий и дефицит высококвалифицированных специалистов.
Возможно, причина кроется в том, что решение какой-то задачи на любом современном смартфоне не требует от ребёнка определённых знаний и усилий и ребенок редко проявляет желание сосредоточиться на учебной задаче, преодолеть затруднение.
— Наталья Леонидовна, а как вы относитесь к тому, что Правительство стало так много внимания уделять развитию IT-отрасли?
-Однозначно положительно. Это очень важная тенденция, в том числе с точки зрения IT-независимости и информационной безопасности государства. Я на уроках говорю детям о том, что программы, которыми мы пользуемся, созданы не в нашей стране, за редким исключением. И даже некорректный перевод на русский язык иногда создает затруднения в использовании программы.
— Готовясь к нашему интервью, редакция газеты выяснила, что вы вошли в число лучших по результатам областной предметной олимпиады «Учитель – Профессионал» для учителей информатики/ IT-дисциплин. Поделитесь своими впечатлениями, эмоциями. Какие задания вызвали наибольшую сложность, что вы испытали, узнав о результатах олимпиады?
-Это было сложно. Почувствовала себя в роли ученицы, сдающей ЕГЭ. Потому что вопросов было много и все разноплановые (и по нормативно-правовой базе, и по методике преподавания информатики, и собственно задачи по информатике), а времени на выполнение лишь 3 часа. Ситуация, максимально приближенная к формату госэкзамена. Из-за нехватки времени не успела выполнить все задания.
Единственное отличие олимпиады от ЕГЭ было в том, что я увидела все свои ошибки сразу. Поэтому и высоких ожиданий не было. Понимаете, у меня никогда нет и не было ощущения, что достигла «потолка», что я уже молодец и можно остановиться. Всегда есть причина быть в чём-то недовольной собой, найти то, над чем стоит поработать и т.п. Поэтому, увидев свои ошибки, причем очень досадные, я автоматически настроилась не ожидать чего-то сверх. Для меня было важнее не увидеть свою фамилию в последних строках итогового рейтинга (смеётся).
Только когда методист Управления образования Надежда Викторовна Антипова поздравила с достойным результатом, я узнала о том, что вошла в число лучших. Сама результаты не отслеживала.
До потолка от радости точно не прыгала (улыбается). Для меня это скорее какая-то очередная ступенька для движения дальше.
— Наталья Леонидовна, а какие следующие рубежи вы планируете покорить? Ваши цели и планы?
-Развиваться, расти, становиться лучшей версией самой себя. В этом году мои ученики в очередной раз показали лучший результат в районе при сдаче госэкзамена по информатике. Но я вижу, что их потенциал не был раскрыт в полную силу. Отсюда и следует это решение – самой больше учиться, развиваться и развивать.
Но и сами дети должны в полной мере осознавать степень своей ответственности за результат обучения. Ведь учёба – это, в первую очередь, труд. И это касается не только информатики, а всех предметов в школе.
— Наталья Леонидовна, в преддверии празднования Дня учителя хотели бы пожелать что-то своим коллегам. Молодым и опытным, ветеранам и тем, кто только стоит перед выбором своего пути?
-В первую очередь, хочу поблагодарить всех ветеранов педагогического труда нашей школы и нашего района. Благодаря любви к выбранному пути и вашему отношению к профессии, многие, в том числе и я, продолжают развивать заложенные вами традиции. Доносить ценность знания до детей. Быть им не только учителем, но ещё наставником и другом. Хочу выразить слова благодарности всем, с кем мне повезло вместе работать в Коченевской школе №1. Мне вообще очень повезло с учителями, которые учили меня в школе и вузе и наставниками, которые были моими проводниками в профессии.
Молодым педагогам советую не бояться своего «незнания» в каких-то областях своего предмета. Человек не может знать всё, тем более наша профессия предполагает взаимообмен знаниями и умениями со своими учениками. Проще говоря, мы учим их, они учат нас. Желаю смело набираться опыта, совершенствоваться, найти свою дорогу и добиться признания.
Ну и, конечно же, всем нам мира, терпения, крепкого здоровья и непрерывного профессионального роста. Желаю, чтобы в свой праздник каждый учитель услышал искренние поздравления и слова признательности.
Беседовала Елена Гукова