Власть

Утверждён План по принятию исчерпывающих мер по обеспечению социально-экономической стабильности в Новосибирской области

В Новосибирской области в целях обеспечения исполнения пункта 1 Указа 28 марта 2022 года первым заместителем Председателя Правительства Новосибирской области Знатковым В.М. утвержден План мероприятий по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 года № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» и определен перечень ответственных должностных лиц исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по принятию исчерпывающих мер по обеспечению социально-экономической стабильности в Новосибирской области.

В дополнение к федеральным мерам по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления 21 марта 2022 года Губернатором Новосибирской области утвержден План по обеспечению устойчивости экономики Новосибирской области, который включает в себя меры по обеспечению социально-экономической стабильности Новосибирской области. План размещен на официальном сайте Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области.

В 2023 году предоставление мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Новосибирской области, производится своевременно и в полном объеме.

В рамках реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 17.11.2021 № 462-п, гражданам оказываются 73 меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

В целях поддержки граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, в 2023 году продолжена работа в рамках постановления Правительства Новосибирской области от 11.10.2022 № 466-п «О единовременной выплате гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации», которым указанной категории граждан установлена единовременная денежная выплата в размере 100 тыс. рублей, предоставляемая в беззаявительном порядке.

По состоянию на 30 апреля 2023 года выплата произведена 6735 гражданам.

Продолжена работа в соответствии с Законом Новосибирской области от 28.10.2022 № 261-ОЗ «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ОЗ), которым предусмотрено установление следующих мер социальной поддержки, предоставляемых мобилизованным гражданам на период частичной мобилизации и членам их семей:

1) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

2) обеспечение питанием на льготных условиях детей мобилизованных граждан, обучающихся по программам основного общего образования и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Новосибирской области, муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области;

3) компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми мобилизованных граждан, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области.

Во исполнение Закона № 261-ОЗ продолжают действовать утвержденные Правительством Новосибирской области региональные меры социальной поддержки семьям мобилизованных граждан, предусмотренные:

1) постановлением Правительства Новосибирской области от 08.11.2022 № 524-п «О Порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Новосибирской области, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (в 2022 году компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначена 3886 гражданам, в I квартале 2023 года назначена 535 гражданам);

2) постановлением Правительства Новосибирской области от 08.11.2022 № 525-п «О Порядке и условиях предоставления компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Новосибирской области, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области» (компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми назначена в 2022 году 937 гражданам, в I квартале 2023 года назначена 150 гражданам);

3) постановлением Правительства Новосибирской области от 08.11.2022 № 529-п «Об обеспечении питанием на льготных условиях детей военнослужащих, обучающихся по программам основного общего образования и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Новосибирской области, муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области» (в 2022 году обеспечение питания осуществлялось для 924 детей, в I квартале 2023 года произошло увеличение количества получателей данной социальной поддержки на 40 детей).

Согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 13.04.2022 № 157-п «Об оказании единовременной материальной помощи участникам специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей и установлении дополнительных единовременных выплат гражданам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей» предоставляются следующие меры поддержки:

1) единовременная материальная помощь военнослужащим, получившим ранение в ходе проведения специальной военной операции (далее – спецоперация), в размере 500 тыс. рублей при получении легкого увечья, в размере 1 млн рублей при получении тяжкого увечья;

2) единовременная материальная помощь в размере 3 млн рублей в случае гибели военнослужащего в результате участия в спецоперации. В 2023 году в Новосибирской области установлена дополнительная единовременная выплата гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы в период начиная с 1 марта 2023 года.

Социальные услуги во всех формах социального обслуживания предоставляются гражданам в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В 2023 году на территории Новосибирской области продолжается реализация Плана мероприятий («дорожной карты») по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26.12.2022 № 618-п. В реализации данного Плана мероприятий участвуют 30 муниципальных районов и четыре городских округа Новосибирской области.

Согласно утвержденной модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в 2023 году продолжена реализация стационарозамещающих и социальных технологий, в том числе пунктов проката технических средств реабилитации инвалидов, отделений дневного пребывания, «школ ухода» за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе.

В настоящее время действуют 52 пункта проката технических средств реабилитации инвалидов. За 2022 год техническими средствами реабилитации инвалидов воспользовались около 4 тыс. человек, по состоянию на 30 апреля 2023 года количество получателей услуг составляет 3 438 человек.

На территории Новосибирской области организованы школы неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, – всего 55 школ в каждом муниципальном образовании Новосибирской области и при 14 организациях, подведомственных министерству труда и социального развития Новосибирской области. Услуги школы ухода предоставляются специалистам организаций социального обслуживания, родственникам и иным лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Данная технология является основным компонентом системы поддержания семейного ухода за пожилыми родственниками. По состоянию на 30 апреля 2023 года количество получателей услуг составляет 1 491 человек.

Улучшение состояния граждан пожилого возраста происходит не только в связи с реабилитацией и предоставлением социальных услуг на дому, но и в связи с преодолением данными гражданами социального одиночества. С целью максимального охвата социальными услугами граждан пожилого возраста обеспечено развитие добровольческого движения и поддержка негосударственного сектора социальной сферы.

В 2023 году продолжилась реализация перспективных проектов, которые были начаты в 2022 году, по работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами на базе учреждений социального обслуживания.

1. Проактивное выявление граждан, нуждающихся в заботе.

Данный проект позволяет узнавать о гражданине, нуждающемся в долговременном уходе, непосредственно после заполнения формы-опросника при прохождении диспансеризации. Сведения из формы-опросника поступают в медицинскую информационную систему Новосибирской области, автоматически обрабатываются по поставленному диагнозу или выявленным дефицитам, направляются в координационный центр системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области, созданный на базе Государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Новосибирский областной геронтологический центр». 

В рамках данного проекта возможно составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг гражданину по месту его жительства. Дополнительная информация запрашивается специалистами учреждений социального обслуживания, расположенных на территории Новосибирской области самостоятельно из Единой государственной информационной системы социального обеспечения, что обеспечивает доступность государственной услуги гражданам.

Для всех граждан, проживающих в Новосибирской области, с 1 января 2023 года доступна подача заявлений на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Минтрудом НСО заключено соглашение с министерством здравоохранения Новосибирской области от 09.03.2023 № 288 о межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в сфере здравоохранения и социальной защиты населения при выявлении граждан старше 65 лет, прошедших диспансеризацию и нуждающихся в социальном обслуживании на дому или в стационарной форме.

В настоящее время проводится работа по определению алгоритма передачи данных о гражданах, нуждающихся в социальном обслуживании.

2. Проект «Кондуит».

Мобильное приложение «Кондуит» предназначено для автоматизации работы специалистов исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и учреждений сферы социального обслуживания с целью ведения учета оказанных услуг гражданам на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах на платформе «Android», повышения результативности сбора оперативной информации и статистики о деятельности социальных работников и иных специалистов учреждений социального обслуживания.

На первом этапе данный проект проходит реализацию на 50 мобильных устройствах на территории города Новосибирска. В 2023 году в рамках пилотного проекта запланировано масштабирование полученного опыта на остальные муниципальные образования Новосибирской области.

Продолжается работа по бесплатному предоставлению социального пакета долговременного ухода гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

По состоянию на 30 апреля 2023 года социальный пакет долговременного ухода получили 708 граждан пожилого возраста и инвалидов в форме социального обслуживания на дому.

В 2023 году социальным пакетом долговременного ухода планируется охватить 30 человек силами некоммерческих организаций.

Сокращение количества граждан, получающих социальные услуги во всех формах социального обслуживания, в том числе срочные социальные услуги, в Новосибирской области не предусмотрено.

Проводится работа по обеспечению бесперебойного функционирования учреждений социального обслуживания.

В связи со стабилизацией эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом охвата вакцинацией сотрудников стационарных учреждений и проживающих в них получателей социальных услуг и в соответствии с приказом Минтруда НСО от 18.04.2022 № 376 «О выводе стационарных учреждений социального обслуживания, подведомственных министерству труда и социального развития Новосибирской области, из особого режима работы» все стационарные учреждения социального обслуживания выведены из особого режима работы. Вместе с тем контроль за проведением необходимых мер по обеспечению санитарного противоэпидемиологического режима продолжается.

Осуществляется плановая вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания, и сотрудников.

По состоянию на 30 апреля 2023 года провакцинированы:

3 056 сотрудников учреждений социального обслуживания (95,9%);

4 457 проживающих в учреждениях социального обслуживания граждан (96,8%).

В ежедневном режиме осуществляется контроль за наличием в учреждениях социального обслуживания средств индивидуальной защиты, расходных материалов, лекарственных препаратов и продуктов питания. Учреждения социального обслуживания в полном объеме обеспечены необходимым оборудованием и продуктами питания для бесперебойного функционирования учреждений социального обслуживания. Имеется плановый трехмесячный запас продуктов питания и лекарственных средств.

Социальные услуги оказываются в полном объеме на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, разработанной для каждого гражданина в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В рамках обеспечения бесперебойного функционирования образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области (далее – образовательные организации), в 2022/2023 учебном году в системе образования функционирует 1 731 образовательная организация, в том числе:

963 общеобразовательные организации;

597 дошкольных образовательных организаций;

118 организаций дополнительного образования детей;

53 организации профессионального образования.


По состоянию на 30 апреля 2023 года все образовательные организации работают в штатном режиме, ситуаций чрезвычайного характера не зафиксировано.

Министерством образования Новосибирской области осуществляется постоянный контроль бесперебойного функционирования образовательных организаций.

По состоянию на 30 апреля 2023 года министерством здравоохранения Новосибирской области в рабочем порядке принимаются все необходимые исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности в сфере здравоохранения и гарантированного оказания медицинской помощи населению.

Функционирование медицинских организаций осуществляется в плановом режиме. Ограничения по времени работы и видам оказания медицинской помощи в медицинских организациях не вводились.

В целях обеспечения безопасности медицинские организации оборудованы системами видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализацией и системой пожарного мониторинга.

Для создания безопасных условий в медицинских организациях регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение безопасности, в том числе усилен пропускной режим, проведены инструктажи с работниками, ответственными за пожарную, общественную безопасность, по действиям при возникновении внешних угроз безопасности и чрезвычайных ситуаций.

В Новосибирской области ведется мониторинг системообразующих организаций, оказывающих, в том числе существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Новосибирской области и имеющих федеральное значение (27 организаций, включенных в одобренный 15 марта 2022 года на заседаниях президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций Перечень системообразующих предприятий российской экономики (с последними дополнениями от августа 2022 года) и региональное значение (123 организации, включенные в утвержденный 5 мая 2022 года заместителем Губернатора Новосибирской области Сёмкой С.Н. Перечень системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих, в том числе существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Новосибирской области). Мониторинги системообразующих организаций организованы и проводятся как в еженедельном, так и в ежеквартальном режиме.

Расположенные на территории Новосибирской области организации промышленности и торговли работают в штатном режиме, высвобождение работников данных организаций не планируется.

По состоянию на 30 апреля 2023 года расположенные на территории Новосибирской области организации электроэнергетики, тепло-, водоснабжения и водоотведения работают в штатном режиме.

Вопросы надежности электроснабжения потребителей Новосибирской области находятся на постоянном контроле министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области. Организациями электроэнергетики в рамках ремонтных программ проведены мероприятия по подготовке к прохождению отопительного сезона 2022/2023 годов, в октябре — ноябре 2022 года получены паспорта готовности.

Организации электроэнергетики оснащены необходимой спецтехникой и аварийным запасом оборудования и материалов.

Электростанции без отклонений обеспечивают заданные графики несения электрической и тепловой нагрузки на территории Новосибирской области. Ограничения и отключения потребителей из-за недостатка электроэнергии и мощности отсутствуют.

Необходимый запас твердого топлива на Новосибирских ТЭЦ и котельных коммунальных предприятиях сформирован. Отопительный период на территории Новосибирской области подходит к завершению.

В 2023 году в сфере транспорта и дорожного хозяйства на территории Новосибирской области продолжают действовать утвержденные Правительством Новосибирской области региональные меры поддержки, предусмотренные:

постановлением Правительства Новосибирской области от 23.03.2022 № 113-п «Об изменении существенных условий контрактов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Новосибирской области», которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлена возможность изменения существенных условий контрактов по ремонту и содержанию объектов капитального строительства;

постановлением Правительства Новосибирской области от 18.03.2022 № 95-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 24.02.2014 № 83-п», которым внесено изменение в размер доли софинансирования предельного размера субсидии региональных воздушных перевозок пассажиров с территории Новосибирской области. С 2022 года доля софинансирования Новосибирской области составляет 25%, 30,5% и 61% от предельного размера субсидии, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети». Ранее доля софинансирования составляла 25% и 30,5%.

В рамках реализации мероприятий по софинансированию региональных воздушных перевозок пассажиров по субсидированным маршрутам в 2022 году авиаперевозчикам была предоставлена субсидия в размере 426,2 млн рублей, в 2023 году на реализацию данного мероприятия предусмотрено 552,6 млн рублей. По итогам работы авиакомпании за I квартал 2023 года организации воздушного транспорта была предоставлена субсидия в целях возмещения недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров с территории Новосибирской области в сумме 120,8 млн рублей (по состоянию на 30 апреля 2023 года нарастающим итогом).

В соответствии с государственной программой Новосибирской области «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 24.02.2014 № 83-п, c июля 2022 года осуществляется предоставление субсидии местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области в целях осуществления полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок.

За счет предоставления субсидии из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных образований Новосибирской области осуществляется приобретение подвижного состава, увеличение заработной платы водителям автобусов, а также сохранение безубыточной работы автотранспортных предприятий.

Общая сумма доведенных бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области по мероприятию составляет в 2023 году – 1 199 млн рублей. По итогам I квартала 2023 года предоставлена субсидия в размере – 161,1 млн рублей.

В рамках бесперебойного функционирования связи на территории Новосибирской области министерством цифрового развития и связи Новосибирской области (далее – Минцифра НСО) организована системная работа по мониторингу стабильности сферы информационно-коммуникационных технологий. Операторам связи направлены рекомендации о незамедлительном информировании Минцифры НСО обо всех случаях возникновения ситуаций, которые могут повлечь за собой угрозу бесперебойному функционированию объектов и сетей связи.

По состоянию на 30 апреля 2023 года чрезвычайных ситуаций, угрожающих бесперебойному функционированию объектов и сетей связи, не зафиксировано. Инфокоммуникационная инфраструктура Новосибирской области работает в штатном режиме.

Минцифрой НСО принимаются меры не только по поддержанию стабильного функционирования инфокоммуникационной сферы, но и реализуются мероприятия по развитию и расширению сетей связи. Так, по государственной программе Новосибирской области «Цифровая трансформация Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 № 515-п (далее – государственная программа), сельские населенные пункты Новосибирской области обеспечиваются услугами сотовой связи, домохозяйства подключаются к сети «Интернет» по волоконно-оптическим линиям связи.

В соответствии с государственной программой до конца 2023 года запланировано:
обеспечить сотовой связью и мобильным доступом к сети «Интернет» 23 населенных пункта (порядка 6 тыс. жителей) в 17 муниципальных районах Новосибирской области;

подключить к сети «Интернет» по волоконно-оптическим линиям 200 домохозяйств (более 500 жителей) в шести населенных пунктах пяти муниципальных районов Новосибирской области.

В ходе реализации второго этапа федерального проекта устранения «цифрового неравенства» (УЦН2.0), реализуемого во исполнение статьи 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», для обеспечения услугами подвижной радиотелефонной связи (голосовая связь и мобильный широкополосный доступ к сети «Интернет») до конца 2023 года запланировано построить 40 базовых станций сотовой связи и обеспечить мобильным широкополосным доступом более 8500 жителей в 25 муниципальных районах Новосибирской области. По состоянию на 30 апреля 2023 года уже завершено строительство 13 базовых станций сотовой связи в десяти муниципальных районах Новосибирской области. Более 1500 жителей получили возможность пользоваться голосовой сотовой связью и мобильным широкополосным доступом к сети «Интернет».

Правительством Новосибирской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области осуществляется ежедневный мониторинг цен по 68 позициям продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости в 300 торговых объектах, расположенных на территории Новосибирской области.

На постоянной основе ведется мониторинг наличия, ежедневного расходования и потребности в лекарственных препаратах. Мониторинг осуществляется в отношении лекарственных препаратов пяти групп: антибиотики, гормональные, противовирусные, антикоагулянты и жаропонижающие.

Осуществляется еженедельный мониторинг наличия медицинских изделий: кислородного оборудования, средств реабилитации, ортопедических товаров, медицинской техники и средств гигиены.

По состоянию на 30 апреля 2023 года дефицит товаров первой необходимости и лекарственных препаратов, в отношении которых осуществляется мониторинг, не выявлен. Лекарственные препараты имеются
в наличии во всех муниципальных образованиях Новосибирской области, пополнение запасов товаров первой необходимости и лекарственных препаратов осуществляется в штатном режиме. Дефицит медицинских изделий не выявлен, поставки осуществляются регулярно, товарные запасы сформированы на срок
от двух до шести месяцев.

В целях недопущения повышенного спроса на отдельные виды товаров, работ, услуг проводится активная работа по информированию населения об отсутствии угрозы нарушения продовольственной безопасности. 

В министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее – Минпромторг НСО) для обращений граждан по вопросам наличия товаров в предприятиях торговли работает «горячая линия» по номеру телефона: 8 (383) 238 61 82. Диалог с гражданами по вопросам наличия продовольственных и непродовольственных товаров, ситуации с лекарственными средствами проводится в постоянном режиме посредством социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», а также через Telegram-канал Минпромторга НСО. Руководством Минпромторга НСО с представителями средств массовой информации осуществляются выезды на торговые объекты, оптовые склады, проводится мониторинг запасов и своевременных поставок продовольствия в распределительные центры торговых сетей Новосибирской области.

Для реализации дополнительных мер, направленных на устранение повышенного спроса на отдельные виды товаров, работ, услуг, проводится работа по увеличению объемов производства товаров первой необходимости, в том числе входящих в перечень товаров повышенного спроса. Организован ежемесячный мониторинг запасов сырья и продовольствия в расположенных на территории Новосибирской области организациях агропромышленного комплекса, запасы социально значимых товаров на территории Новосибирской области стабильны и постоянно пополняются.

Предприятия сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности производят социально-значимые продукты питания в объемах и ассортименте, достаточных для обеспечения населения Новосибирской области.

В настоящее время с учетом реализуемого комплекса мероприятий обеспечены потребности продовольственного рынка по всем группам товаров в достаточном объеме и по доступным для потребителей ценам.

Производство продукции полеводства и животноводства сельскохозяйственными товаропроизводителями в Новосибирской области позволяет полностью удовлетворить спрос населения в основных социально значимых продуктах (мука, молоко, мясо, яйцо).

Значительную роль в увеличении объемов производства продукции агропромышленного комплекса региона играет инвестиционная активность. В Новосибирской области в 2023 году продолжается реализация девяти крупных проектов общей стоимостью 35,3 млрд рублей и до 100 мелких и средних проектов (строительство и реконструкция производственных зданий, складов, внутрихозяйственных дорог, скважин, силосных траншей и иное) стоимостью до 100 млн рублей каждый на общую сумму от 2 до 3 млрд рублей.

Крупными, стратегически важными проектами являются:

выход на полную мощность третьей очереди свинокомплекса акционерного общества «Кудряшовское»;

достижение проектной мощности птицефабрикой «Улыбино»;

завершение строительства овощехранилища овощеводческого производственного хозяйства «Дары Ордынска».

В 2023 году на территории Новосибирской области продолжается реализация крупных инвестиционных проектов:

завод по переработке молока, мощностью 12 тыс. тонн молока в год (строительство осуществляется акционерным обществом «Толмачевский молочный завод»);

элеваторный комплекс для единовременного хранения 165 тыс. тонн зерновых культур в городе Купино Купинского района Новосибирской области (реконструкция осуществляется обществом с ограниченной ответственностью «Метелица»);

завод по производству соленых закусок в Новосибирской области (корпорация PepsiCo продолжает строительство завода с объемом производства 62,2 тыс. тонн в год и объемом инвестиций 14,5 млрд рублей, в 2023 году запланирован выпуск первой партии продукции).

Реализация указанных проектов позволит повысить самообеспеченность мясной и молочной продукцией.

Продолжается подготовка к реализации (разработка проектно-сметной документации, оформление земельных участков) ряда крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 6,4 млрд рублей:

создание международного инновационного учебно-производственного центра «Учхоз Тулинское» на 1,2 тыс. голов коров и 45 тыс. литров молока в сутки, проектная сумма инвестиций – 1 млрд рублей;

строительство производственного комплекса общества с ограниченной ответственностью «Маслов» по переработке до 450 тыс. тонн в год масличных культур (лен, рапс) в Искитимском районе Новосибирской области (стоимость проекта 3,7 млрд рублей);

расширение комплекса по приемке, хранению, переработке масличных и зерновых культур мощностью до 60 тыс. тонн сырья в год общества с ограниченной ответственностью «Сибирская олива» в Искитимском районе Новосибирской области (стоимость проекта 1,6 млрд рублей);

организация производства безалкогольных ягодных морсов, реализуемая обществом с ограниченной ответственностью «Натуральные продукты»
на территории опережающего социально-экономического развития в рабочем поселке Горный Тогучинского района Новосибирской области (проектная стоимость проекта – 100 млн рублей, мощность производства – более 1 млн литров сока в год).

Строительство объектов планируется начать после оформления прав на земельные участки.

Дальнейшая реализация данных проектов при взаимодействии инвесторов и органов государственной власти Новосибирской области позволит скоординировать и рационально нарастить объемы производства сельскохозяйственной продукции в Новосибирской области.

Актуальные цели и первоочередные задачи агропромышленного комплекса Новосибирской области заключаются в бесперебойном производстве продуктов питания с приростом объемов производства в натуральных показателях по всем основным отраслям: молочной, мясной, мукомольно-крупяной, хлебопекарной, масложировой.

В целях контроля за обеспечением стабильной ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия проводятся заседания штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков в Новосибирской области с участием представителей Минпромторга НСО, министерства сельского хозяйства Новосибирской области, Минтруда НСО, торговых сетей, на которых рассматриваются вопросы сбалансированности рынка продукции, сырья и продовольствия.

Для удовлетворения спроса на социально значимые продукты питания на территории Новосибирской области проводятся продовольственные ярмарки, в которых принимают участие организации пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственные товаропроизводители региона

Минсельхозом НСО организовано информирование предприятий и личных подсобных хозяйств о проводимых ярмарках.

На ярмарках представлен широкий ассортимент продуктов питания: яйцо, рыбная продукция, мясо птицы, мясные полуфабрикаты и колбасные изделия, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, молочная продукция, картофель и другое.

Предприятия реализуют произведенную продукцию по доступным ценам, что позволяет покупателям приобрести продукты питания по ценам товаропроизводителей.

В целях наполнения потребительского рынка продукцией местных товаропроизводителей и для удовлетворения спроса на продовольственные товары на территории города Новосибирска проводятся ярмарки выходного дня. 

В 2023 году запланировано проведение 13 оптово-розничных универсальных ярмарок, гастрономическая ярмарка и ярмарка товаропроизводителей Новосибирской области. Участниками ярмарок жителям Новосибирской области будут представлены товары по оптовым ценам и ценам производителей.

15 апреля 2023 года прошла оптово-розничная универсальная ярмарка «Искитимская» в рабочем поселке Линево Искитимского района Новосибирской области. В ярмарке приняли участие 220 товаропроизводителей и предприятий торговли. Товарооборот ярмарки составил свыше 10 млн рублей.

В постоянном режиме организована работа областной социальной ярмарки. Товарооборот областной социальной ярмарки ежедневно превышает 1,5 млн рублей, 38 товаропроизводителей реализуют жителям выпускаемую продукцию по ценам производства.

В Новосибирской области в ежедневном режиме осуществляется мониторинг ситуации на рынке труда, в том числе мониторинг высвобождения работников
и введения режима неполного рабочего времени.

По данным мониторинга по состоянию на 30 апреля 2023 года ситуация на рынке труда Новосибирской области характеризуется следующими показателями.

Численность зарегистрированных безработных составляет 13,2 тыс. человек (снижение по сравнению с началом 2023 года на 1,4%), из них 20,8% (или 2760 человек) – граждане, уволенные в 2023 году. Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 30 апреля 2023 года – 0,9% (по состоянию на 30 апреля 2022 года – 1,2%, по состоянию на 30 апреля 2021 года – 3,2%).

По состоянию на 30 апреля 2023 года режим неполной занятости официально введен или планируется к введению в 38 организациях, расположенных на территории Новосибирской области, для 551 работника, в том числе 528 человек работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, 21 человек находится в условиях приостановки деятельности (далее – простой), два человека – в отпусках без сохранения заработной платы.

В режиме сокращенного рабочего времени находятся, в том числе работники расположенных на территории Новосибирской области организаций промышленности (35%).

В апреле 2023 года режим неполной занятости завершен в семи расположенных на территории Новосибирской области организациях, 279 работников вернулись к полной рабочей неделе. Сокращенное рабочее время и простой введены в трех расположенных на территории Новосибирской области организациях для 156 работников.

С начала 2023 года 316 организаций заявляли о высвобождении 2 118 работников, из них 961 человек уже уволен, 565 человек остались на рабочих местах.

В апреле 2023 года 31 организация предоставила сведения о предстоящем высвобождении 187 работников (в апреле 2022 года – 87 организаций предоставили сведения о предстоящем высвобождении 423 работников).

Всего по состоянию на 30 апреля 2023 года численность работников, предполагаемых к высвобождению, составляет 592 человека (что на 45,7% меньше, чем в апреле 2022 года – 1 090 человек). Наибольшее сокращение заявлено организациями транспорта, торговли и промышленности.

В настоящее время банк вакансий Новосибирской области содержит 34 тыс. предложений. В структуре спроса преобладают вакансии по рабочим профессиям – 58,9%. Большее число сотрудников требуется в промышленности, торговле, здравоохранении.

По профессиональной принадлежности в большей степени востребованы инженеры, врачи, медицинские сестры, полицейские, учителя, бухгалтеры, фельдшеры, воспитатели, водители, слесари, швеи, охранники, повара, продавцы, электромонтеры, трактористы, монтажники, электрогазосварщики, токари, фрезеровщики, сборщики, а также работники для работ, не требующих квалификации, – грузчики, подсобные рабочие, уборщики помещений.

Работа расположенных на территории Новосибирской области государственных учреждений службы занятости населения организована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 и 2023 годах».

Содействие в трудоустройстве оказывается не только безработным гражданам, но и работникам, находящимся под риском высвобождения или которым установлен режим неполного рабочего времени. Для данных граждан и работников осуществляется индивидуальный подбор вакансий, бесплатная правовая помощь и психологическая поддержка, определение недостающих у граждан и работников компетенций и их усовершенствование путем переподготовки и повышения квалификации.

Организовано взаимодействие с предприятиями и организациями в Новосибирской области по вопросам получения субсидий из федерального бюджета в целях организации оплачиваемых общественных и временных работ, а также переобучения работников промышленных предприятий.

Проводятся заседания межведомственной рабочей группы по обеспечению стабильного функционирования рынка труда, рабочие встречи с представителями общественных объединений работодателей, Новосибирским областным союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Новосибирской области» по вопросам реализации мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, а также встреча с некоммерческими организациями, получившими субсидии на развитие из областного бюджета Новосибирской области.

Продолжается реализация мероприятий государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 № 177-п: трудоустройство на имеющиеся вакансии, организация временного трудоустройства и оплачиваемых общественных работ, профессиональная переподготовка уволенных работников и организация предпринимательской деятельности безработных граждан.

С начала 2023 года при содействии расположенных на территории Новосибирской области государственных учреждений службы занятости населения трудоустроены 11,3 тыс. человек, в том числе на общественные и временные работы – 41 человек из числа безработных и ищущих работу граждан. На профессиональное обучение востребованным на рынке труда профессиям направлены 3,1 тыс. безработных. Консультационные услуги по организации предпринимательской деятельности оказаны 1269 гражданам, в результате 500 человек открыли собственное дело.

Организациям, индивидуальным предпринимателям, самозанятым гражданам оказывается поддержка, в том числе адресная.

Реализация Плана и мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости экономики Новосибирской области, позволяет смягчить негативные последствия в развитии Новосибирской области в условиях внешнего санкционного давления.

По итогам I квартала 2023 года индекс промышленного производства Новосибирской области к аналогичному периоду 2022 года составил 97,9%. По основным видам экономической деятельности в промышленности сложились следующие индексы производства: «Добыча полезных ископаемых» ‒ 74% к аналогичному показателю 2022 года, «Обрабатывающие производства» – 105,3%, «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» – 98,4%, «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» ‒ 76,8%.

В 2023 году на поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности в рамках мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 № 291-п (далее – государственная программа развития промышленности), за счет средств областного бюджета Новосибирской области предусмотрено 166,8 млн рублей.

Государственная поддержка в рамках государственной программы развития промышленности запланирована:

1) по подпрограмме «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области» в объеме 25,1 млн рублей;

2) по подпрограмме «Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области» в объеме 24 млн рублей;

3) по подпрограмме «Развитие медицинской промышленности на территории Новосибирской области» в объеме 5,2 млн рублей.

Финансирование мероприятий государственной программы развития промышленности будет осуществляться с II квартала 2023 года.

Некоммерческая организация «Государственный фонд развития промышленности Новосибирской области» (далее – ФРП НСО) предлагает субъектам деятельности в сфере промышленности льготные условия финансирования путем предоставления целевых займов под процентную ставку от 1% до 5% годовых сроком до пяти лет в объеме от 5 млн рублей.

На предоставление льготных целевых займов государственной программой развития промышленности предусмотрено 103,6 млн рублей.

Одним из важнейших направлений формирования реального сектора экономики является развитие малого и среднего предпринимательства, которое имеет высокую социальную значимость. В 2023 году на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.01.2017 № 14-п, за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, запланировано 471,8 млн рублей. За январь — апрель 2023 года на реализацию мероприятий данной программы направлено 382,5 млн рублей.

На оказание финансовой поддержки в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, запланировано 50 млн рублей. Финансирование данного мероприятия планируется в сентябре 2023 года.

Гранты в форме субсидий социальным предприятиям и молодым предпринимателям будут предоставляться в июле 2023 года, на данное мероприятие предусмотрено 39,4 млн рублей.

В соответствии с Планом обновлены программы поддержки Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области и Микрокредитной компании Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2023 году ставка предоставления микрозаймов составляет 7,5% годовых. За январь — апрель 2023 года Фондом микрофинансирования выдано 144 микрозайма на общую сумму 361,6 млн рублей, в том числе 20 микрозаймов самозанятым гражданам на сумму более 5,7 млн рублей.

Субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим потребность в кредитовании, доступно поручительство Гарантийного фонда. С целью ускорения принятия решения о предоставлении поручительства Гарантийным фондом расширена практика предоставления поручительств на основании скоринговой модели: сумма предоставляемого поручительства увеличена до 10 млн рублей. За январь — апрель 2023 года Гарантийным фондом выданы поручительства 277 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 2 003,5 млн рублей, что позволило привлечь 5 755,7 млн рублей в экономику Новосибирской области.

Одним из видов социальной помощи, направленной на снижение бедности и повышение реальных доходов граждан в Новосибирской области, является социальный контракт.

В рамках реализации социального контракта предусмотрено мероприятие по оказанию финансовой помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Социальный контракт заключается не более чем на 12 месяцев, размер выплаты (с 1 июля 2022 года) составляет не более 350 тыс. рублей единовременно в соответствии с бизнес-планом.

Результатом данного мероприятия является регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве самозанятого в период действия социального контракта и повышение денежных доходов по истечении срока действия социального контракта.

С привлечением социального контракта создано более 1 300 новых индивидуальных предприятий, около 14% от количества социальных контрактов по данному направлению получили дополнительные средства на развитие существующих индивидуальных предприятий.

В 2023 году запланировано заключение 1 450 социальных контрактов на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

По итогам I квартала 2023 года по данному мероприятию заключено 517 контрактов (49% – в сельской местности, 51% – в городской) на общую сумму 134,4 млн рублей, из них 59% – в семьях с несовершеннолетними детьми.

Самыми востребованными направлениями по организации собственного дела в Новосибирской области являются: сфера красоты (более 38%), сфера производства (более 15,2%), сфера ремонта (одежда, обувь, оргтехника и иное) (5,6%).

В рамках межведомственного сотрудничества Автономной некоммерческой организацией «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области» (далее – Центр «Мой бизнес») осуществляется оценка всех бизнес-планов граждан, планирующих организовать собственное дело, а также проводится обучение данных граждан правилам и особенностям открытия и ведения бизнеса. Около 85% граждан, заключивших социальные контракты на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, прошли обучение в Центре «Мой бизнес».

В центре «Мой бизнес» Новосибирской области работает «горячая линия» консультационной поддержки. С марта 2022 года по телефону «горячей линии» возможно получить консультации по мерам поддержки бизнеса, принятым на федеральном и региональном уровнях в условиях внешнего санкционного давления. За январь — апрель 2023 года на «горячую линию» поступило и обработано 9,2 тыс. звонков.

В целях содействия удовлетворению спроса населения в потребительских товарах, повышению их ценовой и территориальной доступности в рамках мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие торговли на территории Новосибирской области», утвержденной приказом Минпромторга НСО от 04.12.2019 № 386, за счет средств областного бюджета Новосибирской области оказывается государственная поддержка хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на территории Новосибирской области, в форме предоставления субсидий на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдаленные села, начиная с 11 километра от районных центров. В 2023 году на предоставление субсидий запланирован 21 млн рублей. За прошедший период 2023 года предоставлено 45 субсидий на общую сумму 7,2 млн рублей.

В рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п, предусмотрены следующие виды поддержки для малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета:

1) грант в форме субсидии «Агростартап»: в 2023 году по данному направлению поддержка должна быть оказана не менее девяти крестьянским (фермерским) хозяйствам на общую сумму 39,2 млн рублей (максимально возможная сумма гранта – 8 млн рублей). Конкурсный отбор проведен 17 марта 2023 года, определены девять победителей отбора, один победитель отказался от заключения соглашения, заключены соглашения с восемью получателями на сумму 36,21 млн рублей. Повторный отбор получателей гранта «Агростартап» на оставшуюся сумму 2,97 млн рублей будет проводиться в июне 2023 года;

2) грант в форме субсидии на развитие семейной фермы: в 2023 году по данному направлению поддержка должна быть оказана не менее трем крестьянским (фермерским) хозяйствам на общую сумму 87,7 млн рублей (максимально возможная сумма гранта – 30 млн рублей). Конкурсный отбор проведен 22 марта 2023 года, определены шесть победителей отбора, один победитель отказался от заключения соглашения, заключены соглашения с пятью получателями на сумму 77,3 млн рублей. Повторный отбор получателей гранта на развитие семейной фермы на оставшуюся сумму 10,4 млн рублей будет проводиться в июне 2023 года;

3) грант в форме субсидии на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива: в 2023 году по данному направлению поддержка должна быть оказана одному кооперативу на общую сумму 38,5 млн рублей (максимально возможная сумма гранта 70 млн рублей). По результатам конкурсного отбора, проведенного 22 марта 2023 года, заявки, допущенные к участию в отборе, отсутствуют. Повторный конкурсный отбор будет проведен в мае 2023 года;

4) субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат, понесенных в текущем финансовом году (в том числе затрат на закупку продукции у членов кооператива, связанных с приобретением и последующим внесением в неделимый фонд сельскохозяйственной техники, специализированного автотранспорта, оборудования для организации хранения, переработки, упаковки, маркировки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции и мобильных торговых объектов для оказания услуг членам сельскохозяйственного потребительского кооператива): в 2023 году по данному направлению поддержка должна быть оказана десяти кооперативам на общую сумму 34,8 млн рублей. Общая сумма поддержки по перечисленным направлениям за 2023 год составляет 200,2 млн рублей.

Отбор заявок на предоставление субсидии на возмещение части затрат за IV квартал 2022 года завершен 21 марта 2023 года, субсидия предоставлена трем получателям на общую сумму 3036 тыс. рублей.

Прием документов на предоставление субсидии на возмещение части затрат за I квартал 2023 года осуществлялся с 10 по 21 апреля 2023 года. Поступило девять заявок от шести кооперативов. Перечисление субсидии будет производиться после подведения итогов отбора в мае 2023 года.

Кроме того, в Новосибирской области в 2023 году продолжена работа по закупкам товаров, работ и услуг в рамках постановления Правительства Новосибирской области от 21.04.2022 № 173-п «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд Новосибирской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления», которым устанавливается перечень случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в целях мобилизационной подготовки и мобилизации в рамках частичной мобилизации, и порядки их осуществления, в дополнение к случаям, установленным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В целях регламентации изменений существенных условий контракта с учетом особенностей, установленных для закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, в 2023 году применяется постановление № 113-п, которым устанавливаются:

возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контракта на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, заключенного до 1 января 2024 года (далее – контракт), если при исполнении контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе в связи с мобилизацией;

порядок принятия решения об изменении существенных условий контракта, в том числе в части увеличения стоимости, изменения порядка и сроков оплаты
по контракту, установления и увеличения авансовых платежей;

возможность установления заказчиками авансовых платежей в размере от 50 до 90% суммы контракта при его казначейском сопровождении и в размере до 50% суммы контракта, финансовое обеспечение которого не подлежит казначейскому сопровождению;

особенности изменений существенных условий контрактов, предметом которых является ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, с учетом увеличения цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении таких контрактов.

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2023 № 348 «О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта «а» и подпункта «б» пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году» внесены изменения в постановление № 113-п, а также принято распоряжение Правительства Новосибирской области от 21.03.2023 № 204-рп «Об установлении размеров авансовых платежей при заключении договоров (государственных контрактов) в 2023 году», согласно которым предусмотрена возможность установления заказчиками авансовых платежей в размере до 50% суммы контракта, средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В целях предоставления в Новосибирской области государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СОНКО), осуществляющим деятельность по социальному обслуживанию, социальной поддержке граждан, в 2023 году продолжится работа по:

сохранению объема финансовой поддержки СОНКО;

совместной разработке социальных проектов и программ; включению мероприятий СОНКО в региональные комплексы мер, заявляемые на конкурсные отборы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
с целью создания условий для укрепления материально-технической базы СОНКО и включения представителей СОНКО на бесплатной основе в образовательные мероприятия;

информационной и консультационной поддержке (разъяснению порядка получения выплаты компенсации поставщикам социальных услуг и порядка участия в конкурсных отборах на предоставление субсидий из средств областного бюджета Новосибирской области, проводимых Минтруда НСО, консультированию по вопросам реализации, целевого расходования средств субсидий и подготовки отчетной документации; информированию СОНКО и предоставлению заключения о соответствии качества оказываемых СОНКО общественно полезных услуг установленным критериям для включения в федеральный реестр некоммерческих организаций; консультированию и оказанию методической помощи специалистам СОНКО по вопросам разработки и реализации социальных проектов и программ, внедрения и отработки современных социальных технологий);

оказанию содействия развитию кадрового потенциала СОНКО через повышение квалификации их специалистов и добровольцев; приглашению представителей СОНКО к участию в образовательных, информационно-просветительских мероприятиях, проводимых Минтруда НСО; проведению семинаров, круглых столов, конференций, акций и иных мероприятий по вопросам повышения качества оказываемой помощи, развития межсекторного взаимодействия.

В целом объем средств, предусмотренных на поддержку СОНКО, на 2023 год увеличен по сравнению с 2022 годом более чем на 12% (план 2023 года составляет 121 млн рублей, план 2022 года – 106,3 млн рублей).

По итогам I квартала 2023 года (по состоянию на 1 апреля 2023 года) освоено 81,8 млн рублей на социальное обслуживание граждан силами СОНКО.

Кроме того, на реализацию мероприятий по сопровождению трудоустройства инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста, в 2023 году предусмотрены субсидии из областного бюджета Новосибирской области работодателям на общую сумму 23,137 млн рублей, в том числе СОНКО на общую сумму 11,24 млн рублей. Таким образом, на постоянной основе в 2023 году продолжается методическая, консультационная и финансовая поддержка СОНКО, особенно в период существования экономических санкций.

Министерством региональной политики Новосибирской области в I квартале 2023 года проведен конкурс по предоставлению грантов в форме субсидий из областного бюджета Новосибирской области социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социально значимых проектов (далее – конкурс), в том числе по следующим направлениям:

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

содействие занятости и самозанятости населения;

деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и содействие гражданскому воспитанию личности;

укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, профилактика экстремизма и ксенофобии.

По итогам конкурса 94 СОНКО получили государственную поддержку, в том числе:

43 СОНКО, ведущих деятельность в сфере гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

51 СОНКО, ведущих деятельность в социальной сфере.

На территории Новосибирской области реализуется государственная программа Новосибирской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 27.03.2015 № 110-п, мероприятия которой направлены на обеспечение социально-экономической стабильности и защиты населения в Новосибирской области, в том числе снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в результате подтопления в период весеннего половодья, оказание государственной поддержки добровольным пожарным дружинам с целью стимулирования их работы и обеспечения максимально полного участия в тушении пожаров. Финансирование данной государственной программы Новосибирской области осуществляется в полном объеме.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Новосибирской области от 13.12.2006 № 63-ОЗ «О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера», в целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком, и уменьшения последствий при их возникновении, обеспечения защиты населения и объектов экономики от весеннего паводка на территории Новосибирской области в 2023 году продолжается работа в рамках распоряжения Губернатора Новосибирской области от 28.12.2022 № 207-р «О мероприятиях по организации пропуска паводковых вод на территории Новосибирской области в 2023 году» (далее – распоряжение № 207-р).

Распоряжением № 207-р определены органы исполнительной власти Новосибирской области, ответственные за мероприятия по подготовке Новосибирской области к паводкоопасному периоду 2023 года. Даны поручения муниципальным образованиям Новосибирской области по подготовке к паводкоопасному периоду. 

Во исполнение пункта 2 распоряжения № 207-р приказом министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – Минприроды НСО) от 01.02.2023 № 111-НПА создана межведомственная комиссия по проверке готовности муниципальных образований и организаций к безаварийному пропуску паводковых вод (далее – межведомственная комиссия), утверждены положение и состав комиссии.

Минприроды НСО 21 февраля 2023 года утвержден план проверки муниципальных образований по готовности к пропуску паводковых вод на территории Новосибирской области в 2023 году (далее – план). План согласован 21 февраля 2023 года с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее – Главное управление МЧС России по Новосибирской области).

2 марта 2023 года проведена командно-штабная тренировка с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Новосибирской области и муниципальными образованиями на тему «Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных весенним половодьем».

1 апреля 2023 года межведомственной комиссией проведено предпаводковое обследование 11 паводкоопасных муниципальных районов Новосибирской области и одного городского округа Новосибирской области, а также 15 гидротехнических сооружений на территории Новосибирской области.

В целях мониторинга паводковой обстановки задействовано 28 постоянных гидрологических постов федерального государственного бюджетного учреждения «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и дополнительно спланированно развертывание 34 временных гидрологических постов органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области. 

Для своевременного реагирования в паводкоопасный период Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области предусмотрена группировка сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в общем составе: 8453 человека, 2296 единиц техники и 161 плавучего средства.

Государственным казенным учреждением Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» с обществом с ограниченной ответственностью «Кузбасское специализированное управление по производству буровзрывных работ «Кузбасспецвзрыв» заключен государственный контракт (от 14.02.2023 № 0851200000623000168) на выполнение ледовзрывных работ.

5 апреля 2023 года на реке Карасук в рабочем поселке Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области проведены взрывные работы по разрушению ледового покрова на затороопасном участке (проведено два подрыва, израсходовано 75 кг взрывчатого вещества).

В рамках подготовки к паводкоопасному периоду для мониторинга паводкоопасной обстановки специалистами Центра управления кризисных ситуаций Главного управления МЧС России по Новосибирской области разработаны 24 модели возможного подтопления территории и населенных пунктов, что соответствует 100% от прогнозируемых к подтоплению.

На территории Новосибирской области создана и введена в эксплуатацию региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения.

В целях поддержания безопасного технического состояния гидротехнических сооружений Законом Новосибирской области от 23.12.2022 № 307-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования – субсидии из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на поддержание безопасного технического состояния гидротехнических сооружений, в том числе на разработку пакета документов по декларированию безопасности гидротехнических сооружений и текущему ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности. Всего на 2023 год запланирован текущий ремонт шести гидротехнических сооружений и подготовка деклараций безопасности семи гидротехнических сооружений на сумму 14,86 млн рублей.

В 2023 году запланировано завершение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения на реке Каменка в поселке Ленинский Новосибирского района Новосибирской области. Стоимость работ – 33,1 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 24,5 млн рублей, областного бюджета Новосибирской области – 6,9 млн рублей, местного бюджета Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области – 1,7 млн рублей.

В результате совместной работы Минприроды НСО, Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области количество гидротехнических сооружений, не имеющих собственника, сократилось с 16 в 2019 году до трех в 2022 году. В 2023 году продолжилась работа по оформлению в собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений.
 
В рамках предотвращения негативного воздействия паводковых вод в 2023 году предусмотрена реализация мероприятия по расчистке и спрямлению русла реки Карасук в районе сел Красная Сибирь, Кочки, Решеты, Черновка Кочковского района Новосибирской области, объем финансирования мероприятия из федерального бюджета – 16,64 млн рублей.

В соответствии с актом проверки готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальной подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенных на территории Новосибирской области, к действиям по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2023 года Новосибирская область оценена как «готов к выполнению по предназначению» в паводкоопасный период 2023 года.

В рамках подготовки к пожароопасному сезону 2023 года на территории Новосибирской области проведен комплекс мероприятий, направленных на недопущение возникновения и распространения лесных пожаров в 2023 году.

Разработаны и утверждены планы тушения лесных пожаров на территориях 26 лесничеств Новосибирской области. 16 марта 2023 года Губернатором Новосибирской области утвержден сводный план тушения лесных пожаров на территории Новосибирской области на 2023 год (далее – сводный план).

В соответствии со сводным планом общее количество сил и средств пожаротушения составляет 4713 человек, 2237 единиц техники, 4630 единиц оборудования и 7073 единицы иных средств пожаротушения, в том числе:

состав лесопожарных формирований – 746 человек, 577 единиц техники, 2090 единиц оборудования и 2113 единиц иных средств пожаротушения;

силы пожаротушения, которые могут быть привлечены для борьбы
с лесными пожарами, – 3744 человека, 1595 единиц техники, 2391 единица оборудования и 4703 единицы иных средств;

состав аварийно-спасательных формирований, привлекаемых на тушение лесных пожаров, – 223 человека, 65 единиц техники, 149 единиц оборудования
и 257 единиц иных средств.

Минприроды НСО до 17 подведомственных государственных автономных учреждений доведены государственные задания на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в 2023 году (100% от планируемых).

Заключены государственные контракты на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а также на тушение лесных пожаров.

На 2023 год для обеспечения мероприятий по повышению эффективности предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, а также по их тушению Минприроды НСО доведено плановое финансирование в размере 308 927,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 126 797,5 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета Новосибирской области – 169 929,5 тыс. рублей, за счет средств лесопользователей – 12 200,4 тыс. рублей.

Проведена инвентаризация имеющейся противопожарной техники и оборудования, указанных в планах тушения лесных пожаров, в настоящее время проводится доукомплектование средствами пожаротушения имеющихся лесопожарных станций в соответствии с нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р.

Организовано 40 лесопожарных станций I и II типа (34 лесопожарных станции I типа и шесть лесопожарных станций II типа) и четыре авиаотделения. Техника, противопожарное оборудование и инвентарь находятся в исправном состоянии.

Штатная и фактическая численность лесопожарных станций составила 388 человек, что соответствует нормативам обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р.

Проведены командно-штабные учения по отработке вопросов ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате природных пожаров, защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также безаварийного пропуска весеннего половодья, в которых принимали участие представители Минприроды НСО, Главного управления МЧС России по Новосибирской области. 

В целях отработки взаимодействия по ликвидации угрозы возникновения и распространения трансграничных природных (ландшафтных) пожаров, в том числе пожаров, угрожающих переходу с территорий Алтайского края и Омской области, Минприроды НСО приняло участие в совместных учениях с Главным управлением лесного хозяйства Омской области, а также Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края на тему «Организация и проведение мероприятий по ликвидации трансграничного лесного пожара» в формате видео-конференц-связи, а также обеспечили практическое применение сил и средств, в результате которого был выработан механизм взаимодействия при тушении трансграничных природных пожаров.

В государственном автономном учреждении Новосибирской области «Новосибирская база авиационной охраны лесов» проведено первичное обучение вновь принятых десантников-пожарных, а также техническая учеба действующих десантников-пожарных с последующей воздушной тренировкой. Штатная и фактическая численность десантно-пожарной службы составляет 56 человек, что превышает на 17% нормативы, установленные в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р.

В муниципальных районах Новосибирской области проведены теоретические занятия по вопросам взаимодействия сил и средств, участвующих в тушении лесных пожаров.

Проведено обучение руководителей тушения лесных пожаров. Общее количество обученных руководителей тушения лесных пожаров составило 117 человек.

Организовано и проведено обучение с лесопользователями и специалистами отделов лесных отношений по лесничествам по работе с информационной системой дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз), а также «Ясень-Веб».

Постановлением Губернатора Новосибирской области от 14.04.2023 № 68 «Об установлении начала пожароопасного сезона на территории Новосибирской области в 2023 году» установлено начало пожароопасного сезона на территории Новосибирской области с 17 апреля 2023 года.

С начала пожароопасного сезона на территории Новосибирской области возникло четыре лесных пожара на общей площади 11,9 га, в том числе на покрытой лесом площади 11,9 га. Средняя площадь одного лесного пожара составила 3,0 га.


С начала 2023 года информационной системой дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз) зафиксирована
751 термическая точка на общей площади 147,7 тыс. га. Проведенный анализ показывает, что наибольшее количество термических точек возникло на землях иных категорий (в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, землях муниципальных образований), не покрытых лесной растительностью.

На территории Новосибирской области осуществляется авиационное и наземное патрулирование. С 17 апреля 2023 года в ходе авиационного патрулирования выявлено 14 возгораний на площади 1,4 тыс. га. Налет воздушных судов составил 2 часа 35 минут. В ходе наземного мониторинга произведено 106 выездов, обследовано 28,5 тыс. га, обнаружено 26 возгораний. Перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов и объектов экономики, а также возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, не допущено.

По лесничествам Новосибирской области проведено 3 013 контрольно-проверочных мероприятий, в том числе совместных с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации – 58, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – 15, прокуратурой Новосибирской области – 5.

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлены административные протоколы на 16 лиц, в том числе в отношении девяти граждан и семи должностных лиц. Наложено штрафов на сумму 15 тыс. рублей.

В качестве дополнительных мер активизирована профилактическая работа с местным населением и сельхозтоваропроизводителями по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» плановые контрольные (надзорные) мероприятия с 10 марта 2022 года не проводятся. 

По состоянию на 30 апреля 2023 года проводятся профилактические визиты по профилактике нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».


Работа ведется во исполнение  об исполнении пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации»

Правительство Новосибирской области