Тема дня

Невозможно забыть

Судьбе было угодно, чтобы 15-летняя ярославская девушка Аня Боева незадолго до начала Великой Отечественной войны вместе со своей семьёй оказалась в пригороде Ленинграда.

Её родители никогда бы не снялись с обжитого места, но были вынуждены переехать с двумя младшими дочками, Александрой и Анной, из-за того, что их деревня уходила под воду в результате строительства Рыбинского водохранилища. Сыновья – Александр, 1911 г.р., и Василий, 1918 г.р., останутся в родном Ярославле, позже будут воевать, и обоим повезёт вернуться с фронта к мирной жизни.

 Скрепя сердце, выбрали Ленинградскую область, где только-только приступили к обустройству на новом месте. А начало войны вновь переместило их в чужой домишко, что-то вроде дачного, в черте Ленинграда; в этом предоставленном жилье в начале зимы 1941-42 года собралось одиннадцать человек – взрослых и детей. С одной стороны, – всех связывали родственные узы. С другой, – это всё равно мало чем облегчало разорённый быт. От голода и холода первыми стали в муках угасать маленькие детки; отец Анны Николаевны, как она рассказывала, умер именно в тот день, когда немного подняли пайку выдаваемого по карточкам хлеба. К моменту эвакуации в 1942-м в живых останется только четверо, среди них мать и две сестры Боевы.

Сегодня Анна Николаевна, ставшая в замужестве Филаретовой, ведёт отсчёт 99-го года своей жизни, появившись на свет 1 ноября 1925 года, из которых самый незабываемый тот, блокадный.

Новый год в блокадном Ленинграде

Несколько лет назад, пока эта престарелая женщина, жительница села Дупленское, ещё принимала гостей, мы приезжали к ней в преддверии памятной даты, 27 января, когда ежегодно отмечается годовщина полного снятия блокады Ленинграда в  1944-м. Воспоминания Анны Николаевны также легли в основу небольшого видеофильма, подготовленного при участии прежнего председателя районного совета ветеранов Зинаиды Марущак. Материалы о ней и других жителях Коченёвского района, которых так или иначе тоже коснулась эта блокада, – А. Л. Верхотурцевой, Г. М. Митрофанове, ныне покойных, хранятся в районном краеведческом музее; при подготовке своих мероприятий патриотической направленности к А. Н. Филаретовой, отмеченной знаком «Жителю блокадного Ленинграда», не раз обращались и работники Дупленского сельского Дома культуры, местной средней школы.

Кстати, интересное совпадение: Дупленская средняя школа носит имя Героя Советского Союза А. Н. Дергача, который родился на этой земле.  И своё высокое звание Героя лётчик-истребитель Алексей Дергач получил 4 февраля 1944 года, в том числе и за те победы в воздушных боях, которые вёл при полном освобождении Ленинграда из блокадного кольца. Другой наш земляк, лётчик Герой Советского Союза Д. М. Татаренко тоже участвовал в охране ледовой дороги жизни, в прорыве блокады Ленинграда, проведя 94 успешных боя, был награждён тремя орденами Боевого Красного Знамени. Высокое звание было присвоено 24 июля 1943 года. Воевали под Ленинградом и другие жители Коченёвского района – Г. В. Коротаев, позже долгое время возглавлявший Коченёвский РК КПСС, Р. И. Федоритенко, П. К. Гудков из с. Дупленское…

Но, откровенно сказать, однажды услышав её рассказ о пережитой блокадной зиме, его уже невозможно забыть. Как сказала нам в телефонном разговоре дочь блокадницы, Антонина Анатольевна Ильина, если сегодня задать вопрос её 98-летней матери о пережитом тогда, рассказ польётся рекой. Блокадница спустя и восемь с лишним десятилетий ничего не отпустила из своего сердца.

Повседневная жизнь блокадного Ленинграда

Антонина Анатольевна, работавшая медицинской сестрой в реабилитационном неврологическом центре для детей «Синеглазка», переехала в Дупленское после ухода в 2013-м из жизни родного брата Николая, который, проживая в этом селе, достаточно часто навещал мать. И уже 10 лет забота о ней, плохо видящей и слышащей в силу возраста, лежит на плечах дочери.

Она, как и Анна Николаевна в своё время, повторила нам, что в Дупленское семья её родителей попала случайно, завербовавшись в Сибирь в молодые годы (маме было 36 лет) рубить лес. Но в том населённом пункте, куда направлялись, к моменту их приезда рабочие уже не требовались, и их перенаправили сюда. На Ярославщину Филаретовым уже не довелось вернуться, хотя связи с родственниками поддерживались, пока живы были сестра матери и её братья-ветераны ВОВ.

Жизнь в селе бежит по заведённому кругу: почистить печь, принести дрова и уголь, чтобы вновь растопить её, приготовить еду, почистить снег в ограде; летом добавляются огородные хлопоты. При всём этом уход за матерью – на первом месте, благо, что та передвигается по дому и сама держит ложку.

А ведь если задуматься, к чему напрямую подталкивает нас приближающаяся 80-я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27 января 1944 года, то буквально охватывает душевный трепет: эта единственная здравствующая в Коченёвском районе блокадница – зримый свидетель тех далёких событий и звено, связующее прошлое и настоящее.

Наверняка сказалось непростое детство в многодетной небогатой семье; безусловно, оставила свой след блокадная зима: внешне Анна Николаевна всегда выглядела худенькой, даже хрупкой, особенно сейчас, приближаясь к своему 99-летию, но характер оказался очень стойким. Очень многие русские женщины в трудные минуты становятся необычайно сильными, и эта внутренняя сила тоже не раз выручала нашу героиню…

Военная блокада Ленинграда немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из многих других стран и Военно-морских сил Италии длилась с 8 сентября 1941 года (со дня захвата немецкими войсками города Шлиссельбурга) по 27 января 1944 года (дня, когда над городом на Неве прогремел праздничный салют). В общей сложности блокада длилась 872 дня. Согласно директиве начальника штаба Военно-морских сил Германии № 1601 от 22 сентября 1941 г., ставилась задача стереть Ленинград с лица земли. А 7 октября 1941 г. Гитлер вынес решение не принимать капитуляции города. Мотивация при этом была такая: «Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться».

Ленинградский писатель Даниил Гранин во время своего выступления 27 января 2014 года сказал: «Блокада наступила внезапно. Город был к ней не готов, не было запасов ни продовольствия, ни топлива. Сразу же ввели карточки, уже в сентябре давали хлеба рабочим полкило, 300 граммов служащим.

С 1 октября – 400 граммов и 200 граммов служащим. 20 ноября катастрофически снизили норму – 250 г рабочим, 125 г — служащим и детям. 125 граммов – тонкий ломтик хлеба пополам с целлюлозой и примесями.

Полностью прекратился подвоз, затем одно за другим: перестали работать водопровод, канализация, встали транспорт, трамваи, погас свет, отключилось отопление (…). Огромный город лишался всякого жизнеобеспечения (…). Немецкие войска, по сути, комфортно, без особых трудов, ожидали, когда голод удушит население (…). Уже в октябре стала нарастать смертность от дистрофии (…). По скромным подсчётам, за время блокады умерло больше 1 миллиона горожан».

Маршал Жуков в первом издании своих «Воспоминаний» приводит цифру – 1 миллион 200 тысяч голодных смертей. В советское время, при последующих изданиях, эту цифру исключили под влиянием бешеных требований бывшего начальника снабжения Ленинграда. А в августе 1942 года во время совещания в Горисполкоме, по словам профессора Н. Н. Петрова, присутствовавшего на нём, было сказано, что только по документам (принятым при регистрации) к августу 1942 года погибло около 1 миллиона 200 тысяч…

Смерть уничтожала тихо, безмолвно, день за днём, месяц за месяцем – все без малого 900 дней. Как укроешься от голода? Он настигал в стенах своего дома, на работе, в своей квартире… В еду пускали немыслимые вещи – соскабливали клей с обоев, варили кожаные ремни. Съедали кошек, собак…

Наступательная операция советских войск, проведённая с 12-го по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады, получила название «Искра». Блокада была прорвана 18 января 1943 года, и хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен (ширина сухопутного коридора, связавшего город со страной, была всего 8-11 км), политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. До этого единственная дорога, по которой в осаждённый город доставлялись продукты и топливо, проходила по льду Ладожского озера – она называлась «Дорогой жизни».

Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера, спасла Ленинград: по ней в город доставили около 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов – продовольствия, горючего и одежды. За время блокады по трассе через Ладогу удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном стариков, женщин и детей.

Как бы то ни было, после прорыва блокады в январе 1943 года осада Ленинграда вражескими войсками и флотом ещё продолжалась до января 1944 года. А в январе-феврале 1944-го советские войска провели Ленинградско-Новгородскую операцию, в результате которой противник был отброшен на 220-280 км от южных рубежей города. В результате 27 января отмечается как день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

(По материалам книги Сергея Нечаева «История Великой Отечественной войны 1941-1945».)