Мы нуждаемся в возрождении культурных и православных ценностей
В канун Рождества Христова так кстати подумать о вечном, духовном, нравственном. Мы всё чаще заботимся о материальном, забывая о душе, об истинной русской культуре, которая формирует каждого из нас как личность. Что мы представляем, говоря про культуру? Скорее всего, воображение нарисует здание театра или эпизод с театральной сцены, выступление духового оркестра или оперную диву. Сюда же можно отнести картинные галереи и литературных классиков. Но культура – это не только творчество, ведь в её основе лежат и общественный образ мыслей, и отношение к миру, и духовность, подразумевающая как развитие личности, так и принадлежность к той или иной религиозной конфессии.
Сегодня умы многих людей заняты поиском ответов на глубокие духовные вопросы о смыслах и значениях событий внешнего мира. К сожалению, нравственные и духовные ценности, заключающиеся в созидательном труде, гуманизме, семейности, взаимопомощи и взаимоуважении, а также в преемственности поколений и единении народов России, в значительной мере утрачены. Сегодня нам просто необходимо возрождать истинные ценности, передавая свой опыт подрастающему поколению.
Рождественские образовательные чтения – это уникальная возможность поговорить о наболевшем. Чтения предоставляют возможность широкого обсуждения многих вопросов, помогают лучшему взаимопониманию людей, стоящих на разных позициях, и открывают пути для их сближения и плодотворного сотрудничества, избегая односторонности и ограниченности в суждениях, вырабатывая общую позицию, базирующуюся на фундаментальных ценностях, способствуют углублённому осмыслению явлений современности с православной точки зрения.
Рождественские чтения на мировом уровне проводятся в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси, в ходе которых ежегодно подводятся итоги в сфере развития православного образования. На региональном же уровне ведутся чтения по заданной теме. Так, на чтениях в декабре, проведённых в Коченëвской библиотеке, говорили на тему «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Очень своевременная тема, ввиду сложившихся внешних событий.
Духовный выбор человека, решение экзистенциальных проблем, нахождение смысла жизни – всё это зачастую решается с помощью религии, которая вырисовывает картину мира, формирует взгляд на мир, людей и трудности. С помощью религии у человека появляется система ценностей, упорядоченное и понятное представление о бытии. Православное образование необходимо для формирования духовных и нравственных ценностей, без которых вряд ли удастся справиться с вызовами современного мира.
На примере произведения Данте Алигьери «Божественная комедия» поговорили о духовном выборе. Данте был не только поэтом и одним из основоположников литературного итальянского языка, но ещё и мыслителем, богословом и политическим деятелем, а также в молодости побывал на поле боя. Точная дата рождения Данте Алигьери неизвестна. Впрочем, есть сведения, что 26 мая 1265 года он был крещён во Флоренции под именем Дуранте. Многое из его биографии отражено в «Божественной комедии» — главном произведении его жизни. Герои Комедии, в основном, не случайные люди. В чистилище обитают его знакомые, с кем он плотно контактировал в жизни, или те, кто произвёл на Данте неизгладимое впечатление, либо же личности, повлиявшие на его мировоззрение и личный духовный выбор. В раю обитает его возлюбленная.
Настоятель храма во имя Архистратига Михаила протоиерей Тимофей Морев, выступающий в качестве основного докладчика, интерпретировал замысел Данте в соответствии со Священным Писанием. Путешествие Данте по загробному миру, как героя «Божественной комедии», начинается в Страстную пятницу – день, соответствующий смерти Христа. Цель произведения автор обозначил в письме своему Гранде делла Скала, в котором видел способного и мудрого императорского викария и полководца: «Вывести живущих в этой жизни из состояния бедствия и ввести в состояние блаженства».
«Божественная комедия» потребует усилий от читателя, ведь в произведении затрагиваются сложные темы духовного выбора. Читая Данте, человек может пребывать в трёх позициях: наблюдая со стороны, проводя параллели между главным героем и своей личностью, видя в преодолении пути героем свой ежедневный выбор», – говорит протоиерей Тимофей Морев . Он также считает, что мы каждый день делаем выбор, который определяет, где и с кем мы окажемся в будущем. Особенно впечатлят мысль о том, что мы получаем ровно то, к чему стремимся. Так, Франческо и Паоло, встретившиеся Данте во втором круге ада, не смогли противостоять вспыхнувшей между ними страсти и были обречены кружиться в вечном вихре, обнявшись. На самом деле – это и был их выбор. Дантовское чистилище – это место, где можно осознать неверный выбор. В православии отсутствует понятие чистилища, но здесь можно провести параллели с христианством, когда мы молимся за усопших, помогая их душам искупить грехи перед Великим судом. Дантовский рай — это высшая степень блаженства, в котором могут находиться только те, чья жизнь была без греха, или кто раскаялся в содеянном и решил посвятить свою загробную жизнь служению Высшим силам и борьбе за веру.
Вводная песня «Божественной комедии» рассказывает о том, как Данте заблудился в сумрачном лесу. Возможно, лес символизирует душевные терзания, связанные с поиском себя и своего духовного предназначения. Герой произведения намеревается подняться на небольшую гору, чтобы выбраться из леса, но его путь преграждают три зверя. Считается, что они символизируют три вида греха, которые приводят нераскаявшуюся душу в одно из трёх основных отделений ада. Многие замечали, что в самые критические моменты нашей жизни появляются люди, которые так или иначе способствуют тому, чтобы мы преодолели сложившиеся обстоятельства. Так случилось и в произведении Данте, где герою в проводники по загробному миру был послан Вергилий, которого попросила о помощи возлюбленная Данте – Беатриче.
После прохождения Данте и Вергилием преддверия ада, населённого душами нерешительных людей, они вступают в первый круг, так называемый лимб. Здесь пребывают души тех, кто не смог познать «истинного Бога».
Протоиерей Тимофей Морев полагает, что начало «Божественной комедии» раскрывает проблему мотивации. Людям трудно себя преодолевать, это требует подвига. Бывает, что человеку положено выполнить какое-то своё предназначение, а он лишь разводит руками: «Я этого не достоин», «У меня не получится». Люди сокрушаются, почему же именно им послано определённое испытание. Но ведь только пройдя все «круги ада», мы становимся сильнее и мудрее. Трудно бороться со своими страстями, ведь это требует усилий как физических, так и духовных. Так было многие века назад, так есть и сейчас, поэтому произведение Данте Алигьери не теряет своей актуальности.
«Божественная комедия» – впечатляющее произведение, создающее поле для размышлений. Его моральный смысл – удержать человека от зла и направить его к добру и «истинному Богу». На самом деле, никто по сей день не писал в масштабах Данте, затрагивая настолько глубокие темы и, открывая небывалые смыслы, напоминая об истинных ценностях. Сегодняшняя ситуация на Украине – это ек что иное, как конфликт духовных ценностей и культур. Современные реалии жизни указывают на то, что вера и религия стремительно уходят на второй план. Все больше людей предпочитает опираться на науку и исследования, а не на рассказы из Библии. В результате этого человек теряет связь со своим духовным миром, всё больше делая акцент на материальном.
В погоне за развитием интеллекта мы стали забывать о развитии души. Смещение акцентов привело к эмоциональной, волевой и духовной незрелости. Чтобы противостоять вызовам современности, необходимо возродить духовные и культурные ценности нашего народа, передав свой опыт детям.
Светлана Тарасова
Фото автора.