Где нет места страху…
Совсем не давно, отслужив краткосрочный контракт, на родную землю, вернулся наш земляк – Потапов Александр Сергеевич.
«КВ» встретили своего героя, добровольца по велению души, и расспросили о том, как приходится там, где понятия «страх» не существует.
Александр Сергеевич не понаслышке знает, что такое война. До заключения контракта был участником первой Чеченской кампании 1996 года. Уехал в зону боевых действий в числе первых в составе 9 Сибирского сводного отряда спецназа России.
По признанию самого Александра, хотел поехать в качестве добровольца с момента объявления о начале спецоперации на территории Украины, но супруга не отпускала. Трое детей, младшей дочери не исполнилось ещё и года, частный дом — это и не только давило грузом ответственности, не позволяя просто взять и уехать, ведь война всегда сопряжена с рисками и опасностью…
— Добрый день, Александр Сергеевич, что послужило «спусковым механизмом» для Вас? Когда поняли, что другого пути нет, нужно ехать?
— Решение принял сразу, как только было объявлено о начале спецоперации. Знал: призовут — поеду. Сдерживала лишь супруга. Но когда услышал, что набирают добровольцев, подумал -это знак. Нашим ребятам нужна помощь. Жена просто смирилась, поняла, что больше уже не сможет удержать на месте.
—Как события развивались дальше?
— Пришёл в наш военкомат, следующим пунктом стал сборный пункт. Увезли самолетом до Новочеркасска, где расположен крупнейший военный полигон в стране. Там проходили подготовку, после которой формируются отряды и идёт распределение, а потом наступают военный будни солдата.
— Александр Сергеевич, поделитесь, пожалуйста: по вашему личному мнению, есть ли разница с тем, что происходит сейчас на территории Украины, и тем, что было в период Чеченской кампании, или у войны всегда «одно лицо»?
— Лично для меня разница очевидная. В Чечне была война людей, сейчас же — технологий. Ракеты, миномёты, артиллерия, и ты между ними с автоматом на перевес. Противника ты даже не видишь, хоть он и расположен в 500х метрах от тебя. Очень похоже на Первую Мировую, «окопная война», так будет точнее её описать.
Несколько раз противник пытался прорвать нашу линию защиты, но за два месяца, что я там находился, мы не сдали не метра нашей земли.
— Как это — находится в эпицентре боевых действий, можно ли вообще привыкнуть к войне?
— Не скрою, тяжело. Психологически можно сломаться. У меня в подчинении были ребята, которых я поддерживал как мог. Помогает поддержка товарищей, а спасает в такой обстановке только юмор. Смеялись над всем, вместе и по одному. Иначе никак.
— Каково было вернуться домой? Какие эмоции испытывали?
— Просыпался несколько раз по привычке. Думал, что на Украине. Жена успокаивала. Потом было тяжело перестроиться с военного уклада жизни на мирный. Что людей много рядом, там «24 на 7» с 2-3 товарищами рядом, но сейчас уже нормализовалось всё.
К мирной жизни быстро привыкаешь, тем более, когда семья рядом.
— Александр Сергеевич, а вы согласны с решением нашего Президента о частичной мобилизации?
— Согласен! Кто, если не мы? А если подойдут к твоему дому, что делать будешь?!
— А что поддерживало лично вас, пока находились на передовой?
— Я сам по себе идейный человек. Многие думали, что поехал воевать, погнавшись за деньгами, но нет. Финансовая сторона вопроса для меня была на последнем месте. Я — за идею, против фашизма, нацизма, которые сейчас расцветают.
В Чечню тоже ехал за миром, за товарищами, которых убивали. За русских.
— Александр Сергеевич, согласно официальным данным, в мобилизации планируют задействовать 300 тысяч человек, в их числе будут и наши земляки, чтобы вы могли бы им посоветовать?
Я никого не призываю воевать. Это личный выбор и решение каждого, но раз судьба сложилась так, что надо, то просто нужно постараться успокоиться. Страх — это нормально, но превыше него есть долг перед Родиной, необходимость встать на защиту границ своего государства, а следовательно, и своей семьи.
В бою мы все равны, но плечо товарища всегда готово прийти на помощь, а наши сибирские ребята крепкие по своей породе. Ни один за время моей службы не пытался бежать. Все стоят до последнего.
За время общения «КВ» с Александром Потаповым нас поразило одно: сколько он пережил за два месяца, сколько видел, но стойкость духа и горящие глаза — всё это выдаёт в нём человека, готового вновь и вновь рисковать собой, приходя на помощь боевому товарищу, отстаивая интересы своей страны, не давая нацизму разрастаться дальше.
Одним словом, сильный мужчина и истинный патриот своей Родины.
Текст и фото Елена Гукова.