В регионе проводится мониторинг исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации, направленных на повышение качества питьевой воды для населения
На территории Новосибирской области осуществляется регулярный контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации, направленных на повышение качества питьевой воды для населения, от 20.02.2019 № Пр-245.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 № 60, в 163 населенных пунктах Новосибирской области проводится социально-гигиенический мониторинг качества и безопасности питьевой воды.
Надзор за качеством питьевой воды осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области (далее – Управление Роспотребнадзора) в рамках социально-гигиенического мониторинга, плановых и внеплановых проверок, рассмотрения обращений граждан. Экспертиза на соответствие питьевой воды у конечного потребителя нормативно установленным показателям безопасности и качества осуществляется по обращениям граждан в Управлении Роспотребнадзора.
Лабораторный контроль воды, подаваемой из разводящей сети систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, на санитарно-химические и микробиологические показатели в 2023 году осуществляется в 1 256 мониторинговых точках отбора проб питьевой воды, расположенных в населенных пунктах Новосибирской области.
За восемь месяцев 2023 года:
по микробиологическим показателям были взяты 3 970 проб питьевой воды, по санитарно-химическим показателям отобрано 2 179 проб. Проб, зарегистрированных Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области», не соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, по санитарно-химическим показателям – 15%, по микробиологическим – 0,5%;
Управлением Роспотребнадзора проведено 18 проверок в отношении ресурсоснабжающих организаций, из них плановых – 17, внеплановых – 1. За допущенные нарушения требований санитарного законодательства составлен 31 протокол об административном правонарушении. По результатам проверок выдано 18 предписаний об устранении выявленных нарушений санитарных правил, внесено 12 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено 29 предостережений.
В суды подано 31 исковое заявление: 16 – в защиту неопределенного круга потребителей, 15 – о понуждении исполнения требований санитарного законодательства.
В рамках Региональной программы по повышению качества водоснабжения на территории Новосибирской области на период с 2019 по 2024 год, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 29.07.2019 № 287-п, в 2023 году на территории Новосибирской области введены в эксплуатацию два комплекса объектов питьевого водоснабжения в селах: Усть-Тарка Усть-Таркского района Новосибирской области, Венгерово Венгеровского района Новосибирской области, до конца 2023 года планируется ввести в эксплуатацию три комплекса объектов по водоочистке и водоподготовке в рабочих поселках: Маслянино Маслянинского района Новосибирской области, Ордынское Ордынского района Новосибирской области, Коченево Коченевского района Новосибирской области, что обеспечит качественной питьевой водой дополнительно более 50 тыс. человек.
Кроме того, в 2023 году продолжается оказание государственной поддержки муниципальным образованиям Новосибирской области на строительство и реконструкцию объектов централизованных систем холодного водоснабжения в рамках подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п, из областного бюджета Новосибирской области предусмотрено в 2023 году выделение 1,9 млрд рублей на строительство и реконструкцию водопроводных сетей, водозаборных скважин с модульными станциями водоподготовки в 31 муниципальном образовании Новосибирской области.
Комплекс организационных и санитарно-противоэпидемических мероприятий, проводимых при взаимодействии Управления Роспотребнадзора с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области и хозяйствующими субъектами, обеспечивает стабильную санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории Новосибирской области.
По вопросу реализации в полном объеме организациями, осуществляющими на территории Новосибирской области водоснабжение и водоотведение, мероприятий инвестиционных и производственных программ в части соответствия фактических расходов инвестиционным обязательствам, включенным в тарифы.
На территории Новосибирской области реализуются две инвестиционные программы в сфере водоснабжения и две – в сфере водоотведения на общую сумму 8 129,9 млн рублей (на весь период реализации), в том числе 2 354,2 млн рублей на 2023 год; 434 производственных программы в сфере водоснабжения и 89 – в сфере водоотведения на общую сумму 8 190,8 млн рублей.
Фактическое выполнение за первое полугодие 2023 года инвестиционных программ в сфере водоснабжения составило 36,3 млн рублей (в том числе за счет амортизации в составе тарифа на водоснабжение – 24,6 млн рублей, платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения – 11,7 млн рублей).
Инвестиционной программой муниципального унитарного предприятия «Комбинат бытовых услуг» «Развитие централизованной системы водоснабжения города Бердска на 2023–2025 годы», утвержденной приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 31.10.2022 № 267-В, запланирована реализация мероприятий за счет займа, представленного публично-правовой компанией «Фонд развития территорий», финансируемого за счет средств Фонда национального благосостояния в сумме 424,0 млн рублей, а также за счет средств областного бюджета Новосибирской области в сумме 106,0 млн рублей. В первом полугодии 2023 года данные мероприятия не реализованы.
Фактическое выполнение за первое полугодие 2023 года инвестиционных программ в сфере водоотведения составило 167,3 млн рублей, из них за счет собственных средств организаций, осуществляющих на территории Новосибирской области водоотведение, – 157,7 млн рублей (в том числе за счет амортизации в составе тарифа на водоотведение – 40,4 млн рублей, платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения – 117,3 млн рублей), за счет доходов от взимания платы с абонентов за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод – 9,6 млн рублей; бюджетное финансирование на реализацию инвестиционных программ не предусмотрено. Основными причинами отклонения показателей инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения от инвестиционных обязательств, включенных в тарифы, являются дефицит денежных средств организаций, осуществляющих на территории Новосибирской области водоснабжение и водоотведение, а также перенос выполнения мероприятий на более поздний срок.
В части принятых мер по организации исполнения инвестиционных и производственных программ в полном объеме департаментом по тарифам Новосибирской области отклонения по итогам 2023 года исполнения инвестиционных обязательств, включенных в тарифы, будут учтены при корректировке тарифов на 2025 год.
Работа ведется во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации, направленных на повышение качества питьевой воды для населения, от 20.02.2019 № Пр-245
Правительство Новосибирской области