Реагируя на вызовы времени
Не позднее середины июня будет дан старт приёмной кампании–2024. И пока родители будущих студентов морально готовят себя и своих детей к новому жизненному этапу, педагогам, осуществляющим образовательную деятельность по программам средне-профессионального и высшего образования, начало учебного года 2024-2025 принесёт значительные изменения образовательной программы, связанные в первую очередь с постоянно меняющейся внешнеполитической картиной мира.
Существующая сложная политическая ситуация привела к вполне логичным последствиям, которые нашли отражение не только на высших ступенях власти, но и на уровне гражданского общества. Одним из следствий стала рекомендация Минобрнауки ввести в вузовскую программу обучения курс военной подготовки, а благодаря принятым Госдумой поправкам в Закон «Об образовании в РФ», с 1 сентября 2024 года в школьном расписании вместо привычного ОБЖ появится новый предмет «Основы безопасности и защита Родины». Учить этим навыкам будут с 5-го по 11 класс.
Примечателен тот факт, что программа этого предмета и учебник сейчас находятся только в процессе подготовки на федеральном уровне, в то время как на кафедре анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета, который традиционно входит в число самых востребованных среди абитуриентов вузов, работа по актуализации программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» идёт активными темпами уже сейчас.
Так, в феврале этого года, благодаря труду Романа Айзмана, Магомеда Муслуева, Георгия Байкалова, Павла Романова и Галины Тулембаевой, профессиональное сообщество увидело учебные пособия «Основы начальной военной подготовки» и «Основы военной подготовки», выпущенные московским издательством «Кнорус». Доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры анатомии, физиологии и БЖ НГПУ Роман Айзман на вопрос о том, что именно послужило мотивацией для работы над книгами для него и его коллег, ответил: «Ещё два года назад шли разговоры о том, что школьников необходимо обучать основам начальной военной подготовки. Это и подтолкнуло нас разработать программу по повышению квалификации учителей ОБЖ, которым предстояло вести этот предмет. Мы собрали коллектив авторов – сотрудников МЧС, военных, как отставных, так и ныне действующих, с которыми было создано пособие по основам военной подготовки. В него мы включили все вопросы, необходимые для работы учителя по курсу основ начальной военной подготовки».
Если углубляться в историю печатных изданий «Основы начальной военной подготовки» (для средне-специальных) и «Основы военной подготовки» (для высших образовательных учреждений), каждое из которых состоит из трёх частей, где доступным и понятным языком представлены принципы и основы военной подготовки, правильным будет отметить людей, причастных к их созданию и последующему изданию:
Георгий Байкалов – бывший военнослужащий Сибирского спасательного центра (далее – ССЦ. – Прим. редакции);
Магомед Муслуев – офицер, участник гуманитарного разминирования на территории ДНР, признанный лучший пиротехник МЧС России 2022 года;
а также служащая ССЦ, посвятившая более 10 лет жизни гражданской обороне страны Галина Тулембаева.
Важно подчеркнуть и ключевое значение руководства, консультативной помощи, редактуры и постоянной поддержки со стороны Романа Иделевича, сопровождавшей авторов на протяжении всего времени составления пособий, благодаря чему идея их разработки обрела осязаемые формы.
Заместитель начальника Сибирского спасательного центра подполковник Николай Гольтман, подполковник ССЦ Валерий Коршаков и заместитель начальника по спасательным работам майор Денис Стародумов, являясь сильными практиками, подтвердили своими рецензиями то, что в изданиях удалось достичь чуть ли не ключевого фактора – понятного языка изложения, кажущихся на первый взгляд сложными, процессов военной подготовки. Как итог, учебные пособия не только нашли своих почитателей в узких кругах специалистов, но и будут внедрены
в образовательные программы, направленные на успешную подготовку и обучение студентов и магистрантов по профилю «Безопасность жизнедеятельности» и повышение квалификации учителей по аналогичному курсу в образовательных учреждениях нашей страны.
Как известно, школьная программа, так же, как и программы средних и высших учебных учреждений, должна отвечать вызовам времени. Именно поэтому вполне логично то, что они регулярно обновляются и корректируются для того, чтобы молодые люди и их наставники, педагоги, обладали актуальной базой знаний и навыков.
Реалии современности и происходящих на мировой арене событий непосредственно затронули образовательный процесс нашей страны, подняв на повестку дня ключевые вопросы, касающиеся основ безопасности жизнедеятельности, что впоследствии и привело к необходимости поэтапного внедрения начальной военной подготовки. Этим и обусловлено появление в школьном расписании в сентябре 2024 года предмета «Основы безо-пасности и защита Родины», главной целью которого станет формирование антиэкстремистской личностной позиции и нетерпимости к насилию среди участников образовательного процесса. Из чего следует, что пополнение фондов библиотек, хранилищ и архивов, осуществляющих свою просветительскую деятельность на базе различного уровня образовательных учреждений, подобными научными изысканиями и исследовательскими работами в настоящее время особенно актуально. И можно сделать вывод, что разработанные учебные пособия «Основы начальной военной подготовки» и «Основы военной подготовки», тезисы из которых в дальнейшем будут транслироваться в стенах школьных классов, средних специальных и высших учебных учреждений, основаны не на зачастую спорной теории, а на практических боевых знаниях и навыках действующих военных и спасательных структур.
Елена ГУКОВА
Фото – Сибирский СЦ МЧС России.
Мнения
Николай ГОЛЬТМАН,
заместитель начальника ССЦ, подполковник:
– Учебник спроектирован согласно комплексному подходу к изучению основных сведений о ВС России, направлениям подготовки: строевая, огневая, тактическая и инженерная. Программа учебника рассчитана для обучающихся по всем специальностям. Практическая значимость пособий обусловлена необходимостью формирования у обучающихся основных понятий о военной службе, а студентам дать представление о предмете и задачах основ тактики, военной топографии, радиационной и инженерной подготовки.
Магомед МУСЛУЕВ,
офицер ССЦ, лучший пиротехник МЧС России в 2022 году:
– Учебники по военной подготовке, подготавливая молодое поколение к армейской службе, обладают определяющей значимостью в постановке вопросов обороноспособности нашей страны. Пособия могут помочь обучающимся ещё до вызова на службу приобрести познания и фактические навыки об армейской службе, изучить основы армейской подготовки.
Целью учебников является реализация государственных требований к уровню подготовки молодёжи допризывной и призывного возраста, обучающейся в учреждениях среднего и высшего образования.
Георгий БАЙКАЛОВ, бывший военнослужащий ССЦ:
– Изложенные в пособиях материалы базируются на законах, юридических положениях и уставных требованиях с целью помочь учащимся в военном становлении, вооружить их военными знаниями, необходимыми для прохождения военной службы, осознать свою роль и значимость в защите Отечества.
Валерий КОРШАКОВ,
подполковник ССЦ:
– В практических пособиях представлены принципы и основы военной подготовки, чётко и убедительно объясняются ключевые концепции и методы, необходимые для начального этапа подготовки. Материал представлен в доступной форме, благодаря чему прост для понимания и применения на практике.