О результатах работы методической службы системы образования Коченёвского района в 2023-2024 учебном году
Одним из главных условий работы методического совета является достижение качественно нового уровня научно-методического сопровождения инновационных процессов в образовании путём тесной интеграции структурных субъектов методической службы муниципалитета и региона с целью формирования и обеспечения реализации муниципальной образовательной политики на всех уровнях.
Именно поэтому в настоящий момент происходит динамичное развитие обновлённой модели муниципальной методической службы и уделяется внимание консолидации усилий, направленных на создание необходимых условий для обеспечения эффективности работы системы образования и образовательных учреждений Коченёвского района, что является необходимой предпосылкой для повышения качества образования.
Работа методического совета в 2023-2024 учебном году была направлена на решение следующих задач:
- формирование единого информационного и методического пространства в образовательной политике Коченёвского района;
- обеспечение функционирования единой системы адресного научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- предоставление необходимого комплекса консалтинговых услуг образовательным учреждениям муниципалитета;
- содействие созданию комфортного образовательного пространства для развития «гибких» навыков и эмоционального интеллекта в учебно-воспитательном процессе;
- повышение результативности процедур оценки качества образования и обеспечение объективности их проведения и оценивания;
- совершенствование системы мониторинга деятельности муниципальных и школьных методических объединений, методических служб образовательных организаций с целью улучшения показателей при реализации поставленных задач.
Согласно плану работы на минувший учебный год было проведено четыре заседания методического совета, запланировано и проведено по четыре заседания каждого муниципального методического объединения. Всего в системе образования Коченёвского района функционируют 28 ММО.
К основным вопросам, которые были рассмотрены и реализованы в рамках работы муниципальной методической службы, относятся:
1.приоритетные задачи и перспективы развития методической службы, муниципальных методических объединений (ММО);
2.адресная помощь педагогам по разработке и реализации индивидуальных планов профессионального развития (ИППР) на основании проведённого методического аудита профессиональной деятельности;
3.актуальные методические вопросы реализации ФГОС ООО, СОО и ФООП;
4.новые вызовы в системе воспитания;
5.наставничество – новые идеи и возможности в развитии человеческого потенциала.
Особое внимание было уделено практико-ориентированному направлению. В рамках данной деятельности были проведены следующие конкурсные мероприятия:
• конкурс «Инновационные практики педагогических и руководящих работников в системе образования Коченёвского района «КИППиРо»: по итогам заочного этапа были определены участники очного этапа конкурса, которые приняли участие в конференции «Сто минут лучших практик» в октябре 2023 года.
По итогам конференции были определены победители конкурса в четырёх номинациях:
• Наталья Васильевна Афанасьева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кремлёвской школы, – победитель в номинации «Практика управления образовательной организацией»;
• Екатерина Александровна Кудрикова, учитель истории и обществознания Речниковской
школы, – победитель в номинации «Инновации в работе педагога образовательной организации. Стратегии преодоления сопротивления инновациям в образовании в педагогических коллективах»;
• Юлия Михайловна Болдина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Леснополянской школы, – победитель в номинации «Практика управления школьным методическим объединением, методической службой образовательной организации»;
• Светлана Владимировна Ланг, учитель начальных классов Коченёвской школы № 1 имени Героя Советского Союза Н. Ф. Аргунова, – победитель в номинации «Воспитание. Перезагрузка. Переосмысление роли педагога в образовательном процессе»;
• конкурс «Я – наставник» был проведён совместно с советом ветеранов педагогического труда отраслевой ветеранской организации Коченёвского района (председатель –
Н. В. Шакирова).
В муниципальном этапе конкурса приняли участие 8 организаций (пары: наставник – наставляемый) в двух номинациях. По итогам заочного этапа 7 организаций получили возможность принять участие в очном этапе конкурса. И по результатам оценки членов жюри были определены победители и призёры конкурса:
• Е. А. Фонарева, Е. Г. Ефанова, А. Б. Хоснутдинова (детский сад
№ 5 «Берёзка») – победители конкурса «Я – наставник» в 2023 году в номинации «Наставничество в дошкольной образовательной организации»;
• М. В. Васильченко, Т. Г. Пузырева, Е. В. Левина (Целинная школа) – победители конкурса в номинации «Наставничество в общеобразовательной организации».
Все предоставленные на конкурс работы были направлены на региональный этап конкурса «Я – наставник».
Конкурс «Я реализую обновлённый ФГОС. Урок года–2024» проводился второй год подряд в целях активизации творческого потенциала, методического мастерства, потребности в исследовательской работе учителя, реализации системно-деятельностного подхода, выявления и распространения лучшего опыта работы и повышения качества урока.
По результатам экспертной оценки заочного этапа конкурса были определены участники очного этапа, которые провели открытые уроки на базе опорных школ и тем самым презентовали свой профессиональный опыт педагогическому сообществу и вступили в борьбу за призовые места.
Победитель конкурса – Оксана Павловна Попова, учитель начальных классов Федосихинской школы имени Героя Советского Союза А. Я. Анцупова.
Лауреаты: Елена Геннадьевна Костенко, учитель начальных классов Коченёвской школы № 2; Марина Сергеевна Куруленко, учитель начальных классов Кремлёвской школы.
Учителя начальных классов подали заявки на региональный конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок имени Т. П. Комаровой».
Ежегодное проведение конкурса «Лучшая методическая служба системы образования Коченёвского района» способствует активизации деятельности и повышению качества работы методической службы в образовательных организациях, выявлению и распространению инновационных методик, технологий и лучших педагогических практик методической работы в образовательном пространстве Коченёвского района.
По результатам системной методической работы определены организации и муниципальные методические объединения – победители конкурса:
• Коченёвская школа
№ 13 (директор О. С. Эбель) – победитель в номинации «Лучшая методическая служба системы образования Коченёвского района–2023».
• Чикская школа № 6 имени Героя Советского Союза Д. К. Потапова (директор Е. Н. Киселева) – победитель в номинации «Лучшее методическое объединение образовательной организации–2023».
• Муниципальные методические объединения классных руководителей общеобразовательных учреждений (руководитель М. А. Якунина) – победитель в номинации «Лучшее муниципальное методическое объединение Коченёвского района–2023».
Организации с наименьшим рейтингом по результатам экспертной оценки заочного этапа конкурса провели «Дни методической учёбы».
Одной из задач, поставленных на стратегической сессии «Перспективы развития муниципальных методических объединений (ММО) в регионе», является разработка мониторинга деятельности ММО. Поэтому в соответствии с результатами конкурса «Лучшая методическая служба системы образования Коченёвского района» сформирован рейтинг методических достижений каждого ММО и каждой образовательной организации и произведена оценка деятельности методических служб за последние три года.
Необходимо отметить и целенаправленную работу в текущем учебном году по повышению качества образования:
1.членами методического совета был подготовлен и запущен в работу сравнительный анализ результатов проведения «педагогической диагностики» обучающихся (оценка функциональной грамотности) с 2021-го по 2024 год;
2. руководителями ММО, ведущими специалистами и методистами Управления образования было посещено более 50 открытых уроков в образовательных организациях района, как в рамках конкурсной деятельности, так и в рамках методической помощи учителям; открытые уроки и семинары-практикумы были проведены и в рамках реализации вариативной части планов ММО;
3. для учителей математики района была организована курсовая подготовка на базе школ р.п. Коченёво, которую педагоги прошли 100% составом;
4. ММО учителей математики подготовили анализ всероссийских проверочных работ за 2023 год, которые были проведены в общеобразовательных организациях Коченёвского района среди обучающихся 5-8-х классов. Документ содержит методические рекомендации для педагогов по использованию материалов в дальнейшей работе;
5. в течение учебного года была организована целенаправленная консультационная поддержка школам с низкими образовательными результатами.
Впервые в этом году были организованы и проведены индивидуальные собеседования с руководителями ММО. Необходимо отметить, что руководители ММО полны энтузиазма и искреннее заинтересованы в результатах работы вверенных им педагогических коллективов. Коллеги-руководители объективно оценивают возможности реализации профессиональных компетенций как собственных, так и членов ММО – педагогов образовательных организаций. Этому способствовала и систематическая консультационная поддержка членов ММО в онлайн- и офлайн-форматах в течение всего учебного года.
Практико-ориентированное направление методической службы включает в себя и актуальные вопросы диссеминации на муниципальном уровне лучших практик по оказанию ранней помощи детям и семьям, их воспитывающим, с целью профилактики учебной не-успешности.
Следуя данному направлению работы, в апреле был проведён семинар- практикум для педагогических работников образовательных организаций «Пути помощи детям при трудностях в овладении чтением и письмом» (модератор семинара – А. В. Тараданова, учитель-логопед детского сада № 6 «Антошка»). Участие в семинаре приняли 130 человек.
21 мая 2024 года А. В. Тараданова выступила на общешкольном родительском собрании «Семья и школа: взгляд в одном направлении» в Коченёвской школе № 1 имени Героя Советского Союза Н. Ф. Аргунова. Тема выступления «Ранние признаки дислексии и дисграфии, которые приводят к трудностям обучения ребёнка в школе».
22 мая в Центре детского творчества «Мечта» с целью повышения педагогической культуры родителей в воспитании и развитии детей раннего возраста, мотивации семьи к сотрудничеству с педагогами состоялось районное собрание для родителей вновь поступающих детей в детские сады р.п. Коченёво «Не упустить время! Не упустить возможности!» (модератор родительского собрания – Н. П. Ковалева, старший воспитатель Коченёвской школы
№ 2, руководитель ММО).
Направление работы по профилактике трудностей как в дошкольный период, так и в учебной деятельности является приоритетным при выстраивании взаимодействия муниципальных методических объединений и методических служб образовательных организаций как условие успешного обучения ребёнка в школе, что в следующем 2024-2025 учебном году окажет существенное влияние на содержание вариативной части планов каждого ММО и в будущем обязательно позволит нам решить главную задачу – повысить качество образования.
Кроме того, необходимо отметить, что в образовательных организациях района в настоящий момент динамично развивается система наставничества: во всех образовательных организациях района проведена работа по внедрению целевой модели наставничества, разработаны и размещены на официальных сайтах соответствующие документы (положение о системе наставничества, «дорожная карта» по реализации системы, локальные акты о закреплении пар «наставник – наставляемый»).
В начале 2023-2024 учебного года Н. В. Антипова, руководитель муниципальной методической службы, ответственная за реализацию направления «Наставничество», приняла участие в XIII съезде работников образования Новосибирской области и выступила с докладом «Практики наставничества в системе образования Коченёвского района».
Наряду с успешными практиками: «Наставничество» в школе, в работе районного совета ветеранов была представлена и практика «Наставничества» в работе муниципальной методической службы. В настоящий момент производится «качественная» реализация программы «Наставничество» посредством целенаправленной работы с «молодыми специалистами» в рамках деятельности ММО.
В работе по наставничеству особое внимание уделяется и применению в образовательной деятельности формы «учитель – ученик». Основной технологией, используемой наставником для успешной реализации практики, является проектная технология, которая ведёт к повышению самостоятельной деятельности одарённого ученика. Современное образовательное пространство предлагает множество возможностей для развития обучающихся, в том числе через участие в конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях. Именно поэтому очень важно отметить, что каждый ребёнок в Коченёвском районе имеет возможность реализовать свои интересы в рамках проектной деятельности, а помогают ему сориентироваться в многообразии предлагаемых мероприятий высококвалифицированные педагоги-наставники, которые не раз доказали уровень своего профессионального мастерства. Поэтому – где успешен Учитель, успешен и Ученик!
Надежда АНТИПОВА, руководитель муниципальной методической службы Коченёвского района