ЛИЦА РАЙОНА

Мастер-золотые руки

Услышать и увидеть – две большие разницы. К примеру, есть мнение, что  единственная профессия, в которой автоматизированный труд проиграл ручному, – это токарь.
Как в этом убедиться человеку, абсолютно далёкому от этой сферы деятельности?! – Да просто познакомиться с таким человеком, для которого его работа токаря – не только заработок, а ещё и… творчество. Можно использовать и другое слово – самовыражение.

Из своих 63-х лет Пётр Владимирович Хамошин  полных 38 простоял за токарным станком ремонтно-механического цеха Чикской птицефабрики. А до этого – перед службой в армии и после, порядка пяти лет, довелось поработать в совхозе «Чикский», под началом его легендарного директора Максима Фёдоровича Зибарева. Тот был крут с нерадивыми и горой стоял за своих трудяг, для которых и вправду перегруз дел, особенно в страдную пору, был вполне обычен. Паренька тогда взялся обучать Александр Могилин. Весной, летом и осенью — агроном, зимой он становился шлифовщиком. И увлёк-таки молодого Петра токарным делом, передав то, что знал и умел сам. «Спасибо!» — и по сей день поминает его добрым словом благодарный ученик. До остального он, с детства отличавшийся упорством и пытливостью, а также самостоятельностью в принятии решений, доходил своим умом, через книги и курсы.

Но, выбрав почти сорок лет назад стабильную птицефабрику, Пётр Хамошин, получается, не ошибся. Хотя символичная связь с прошлым присутствует до сих пор: улица, на которой стоит его дом, носит имя Максима Зибарева, зато тропинка от него проложена в сторону  птицефабрики, ставшей за эти годы  поистине родной и такой же необходимой. Тем более что и здесь судьба, говорит он,  дала возможность узнать очень дельных руководителей, тоже всей душой болеющих за своё «детище» птицефабрику, — Бруно Генриховича Шмидта и Андрея Альбертовича Биля.

В ремонтно-механическом цехе Пётр Владимирович не просто ветеран производства, он – уважаемый и очень авторитетный в своём деле специалист. У токарного станка, нарезая резьбу, вытачивая детали, мужчина предельно внимателен и молчалив, но в свободное время никогда не откажется  ответить на производственные вопросы коллег, дать совет и оказать помощь. Да и вообще, как говорится, — душа компании, потому как круг знаний – разносторонний. Сегодня их расширяют не только книги, но и интернет, подкидывающий любопытные задания, и у этого профессионала высокого класса прямо-таки чешутся руки (у токаря по определению чрезвычайно развитая моторика, реакция и выносливость!) их опробовать…  Даже не сомневайтесь – всё получается на загляденье!

Наблюдая за выверенными действиями Петра Хамошина, склонившегося над станком, зримо убеждаешься: это – мастер-золотые руки. А ещё удивительно скромный человек, который в ответ на похвалу кивает в сторону напарника по токарной мастерской Владимира Васильевича Подвербного: «Вот кто действительно токарь от Бога!» И не скупится на слова благодарности в адрес начальника цеха Александра Ивановича Ильченко: «Чего не люблю, так это авралов. А наш Иваныч умеет так чётко всё организовать и распределить задания между работниками, что обходимся без них.  Зная производство птицефабрики, знаешь и её потребности по механической части, а значит, можно создать некоторый запас деталей, что и делаем…»

Полтора года назад Пётр Владимирович официально достиг пенсионного возраста. На мой вопрос о планах на будущее отвечает, что его здесь всё устраивает, и, если здоровье позволит, хотел бы «скруглить» свой стаж на Чикской птицефабрике до 40 лет, доработав до юбилейного в личном плане 2025 года. Жена Тамара Афанасьевна,  тоже достаточно долго отработав на этом сельхозпроизводстве,  да и  ставшие горожанами дочь с внучкой, хорошо понимают, насколько важным для его мироощущения является удовлетворение от скрупулёзного, но такого увлекательного ручного труда, и не оспаривают это решение.

Хотя и в 2025-м, по моему разумению, вряд ли в этом цехе согласятся расстаться с таким «штучным» специалистом, и наверняка сделают всё, чтобы он задержался как можно дольше…

«В нашем коллективе ценен каждый работник!»

Слово – Александру ИЛЬЧЕНКО, начальнику ремонтно-механического цеха: «У нас в ходу шутка, что в коллективе – одни «ополченцы». В смысле – почти все работники в возрасте 60+, то есть, могу утверждать, — самое ответственное и добросовестное поколение, которое не боится никакого, пусть даже грязного и тяжёлого, труда.

Токари Пётр Хамошин и Владимир Подвербный, слесари-ремонтники Василий Чебак и Иван Деженин, сварщики Андрей Тафинцев, братья Иван и Алексей Свириденко и остальные работники цеха  – надёжные профессионалы. Можно  и так выразиться: «Добротные мужики!»

Сам Александр Иванович мало что рассказал о себе, но то, что удалось узнать, свидетельствует, что этот человек тоже — на своём месте. Весомый профессиональный опыт приобрёл, как и многие из тех, кто сейчас под его началом, в процессе работы на Чикской птицефабрике. Этому сельхозпроизводству отдано 35 лет. Начинал трактористом, заочно получил средне-специальное образование, стал механиком в тракторном цехе, затем – механиком на промышленном производстве. Ответственный, многозадачный труд. И вот закономерный итог:  директор птицефабрики Андрей Биль, оценив лидерские качества и организаторские способности Александра Ильченко, несколько лет назад назначил его начальником  ремонтно-механического цеха.

Как там говорит главный герой всенародно любимого фильма «Москва слезам не верит»? – «Люблю свою работу. Потому что, когда я туда прихожу, там начинает крутиться то, что без меня не крутилось». Без сомнения, эти слова мог бы сказать и классный токарь Пётр Хамошин, и  под стать ему приверженец  нестандартных заданий слесарь-ремонтник  Иван Деженин, и начальник РМЦ  Александр Ильченко, да и все остальные их коллеги по цеху, о которых Александр Иванович отзывается однозначно: «В нашем коллективе ценен каждый работник!»

Интуиция его обычно не подводит. За три с половиной десятка лет работы на Чикской птицефабрике научился в том числе очень быстро определять, заинтересован ли человек в своей работе, задержится ли на производстве.  Работники цеха — не против новичков; к слову, недавно в коллектив влился Анатолий Тимофеевич Попов, самый что ни на есть практик, работавший на Алтае водителем скорой помощи, и о новом слесаре – только добрые отзывы. Слаженная профи-команда  — против «летунов» и любителей спиртного, да такие и сами здесь не задержатся, уж очень ответственный у ремонтников  труд. Недаром, уже в завершение нашего разговора, отвечая на вопрос, что больше всего нравится ему в этой непростой работе, Александр Ильченко позволил себе улыбнуться: «После напряжённого трудового дня радует его итог – задания выполнены!»

P.S.  …Во все времена  для настоящих мужчин работа была — на первом месте. Тем более когда знают – ради чего. Конечно же ради семьи! Это – проявление заботы, в которой  главное – не слова, а дела.  Любимые жена, дети, внуки, налаженный быт, в котором многое сделано руками мужа и отца, — та отдушина и тот стимул, который даёт отдых и вдохновляет на дальнейший путь.


Между прочим, некоторые внешне суровые и очень серьёзные представители сильной половины человечества  в этой стихии открываются с неожиданной стороны. «По секрету всему свету»: Александр Иванович Ильченко, отец троих взрослых детей – двух сыновей и дочери,  души не чает в своих внучках Вике и Лилии, которые, к счастью, живут по соседству с бабушкой  Леной и дедушкой Сашей. Вместе с ними – выезды на экскурсии и обязательно в лес, чтобы проводить осень. Ну а дальше – не менее интересное: сооружение  на освободившейся от грядок территории — снежного городка, который будет до самой весны радовать его ненаглядных девчонок не только горкой и ледяными фигурами, но и своей красочностью среди зимней белизны, ведь  для городка покупаются яркие краски.

От раза к разу – всё удачнее и привлекательнее. Так что и в этом у Александра Ивановича есть чему поучиться и даже перенять.

Страницу подготовила Ольга ЖИГАЛОВА.