ЛИЦА РАЙОНА

Когда информатика – это не только цифры, но и творчество…

День учителя. Праздник, вобравший в себя лучшие школьные традиции, от ярких букетов до тёплых улыбок и поздравлений. Но не стоит забывать о том, что, хоть он и является одним «из старожилов» праздничного календаря, есть в этом празднике одна особенность, заключающаяся не только в том, что в памяти многих из нас (да что уж там — памяти каждого!) до конца жизни сохраняются воспоминания о своих учителях, но ещё и в том, что сейчас на наших глазах меняется страна, а вместе с ней и школа, а, следовательно, не только образ педагога, но и требования к нему.

Жизнь современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества в целом. Поэтому эта профессия требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Нам остаётся лишь радоваться тому, что до сих пор находятся люди, которые, выбирая для себя эту подчас непростую дорогу, не только вкладывают в светлые умы подрастающего поколения знания, но и сами ни на секунду не останавливаются в своём развитии.

Ярким примером такого человека является Душухина Наталья Леонидовна , учитель информатики Коченевской школы № 1 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Аргунова.

Математик по образованию и учитель информатики по призванию. Сложно оспорить это утверждение, когда в беседе с Натальей Леонидовной открываешь для себя то, что в основе информатики, на первый взгляд, точного предмета, помимо цифр и программирования, лежит ещё и творчество.

Но обо всём по очереди, начнём со знакомства…

— Доброго дня! Наталья Леонидовна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к информатике? Или она пришла к вам? Ведь, насколько я знаю, по образованию вы математик.

Здравствуйте. Совершенно верно, по образованию я учитель математики. Знакомство с информатикой как школьным предметом произошло в 1986 году в 9 классе. Тогда этот предмет только появился, но в то время он мне не понравился. Технического обеспечения как такового не было, из-за чего сама информатика создавала впечатление чего-то непонятного, а вот математика, напротив, нравилась всегда.

Окончила школу с отличием, вариантов и предложений, куда идти дальше, было много, а вот сомнений насчёт профессии не было вообще. Но зато с выбором конкретного предмета возникли сложности.

В итоге, предпочтение всё же оказалось на стороне математики, во многом благодаря моему учителю – Яковлевой Светлане Георгиевне. Она стала тем человеком, который воспитал во мне любовь к цифрам и точным наукам.

Помню, ещё получила выговор от других учителей своей школы, почему именно математика, а не химия или, например, французский (улыбается).

Потом понеслась череда событий: замужество на втором курсе, переезд в Коченёво, работа в Коченевской школе № 14, а в 2000 году, уже 22 года назад, я перешла в первую школу. Сначала как учитель математики и физики, потом как математик и информатик, а сейчас только учитель информатики.

Окончила школу с отличием, вариантов и предложений, куда идти дальше, было много, а вот сомнений насчёт профессии не было вообще. Но зато с выбором конкретного предмета возникли сложности.

В итоге, предпочтение всё же оказалось на стороне математики, во многом благодаря моему учителю – Яковлевой Светлане Георгиевне. Она стала тем человеком, который воспитал во мне любовь к цифрам и точным наукам.

Помню, ещё получила выговор от других учителей своей школы, почему именно математика, а не химия или, например, французский (улыбается).

Потом понеслась череда событий: замужество на втором курсе, переезд в Коченёво, работа в Коченевской школе № 14, а в 2000 году, уже 22 года назад, я перешла в первую школу. Сначала как учитель математики и физики, потом как математик и информатик, а сейчас только учитель информатики.

— А как именно произошёл полный переход на информатику?

-Это было не моей личной инициативой, а скорее необходимостью. Валерий Васильевич Ларин, который учил информатике до меня и задал высокую планку преподавания этого предмета, ушёл на пенсию, и нужно было его кем-то заменить. Этим человеком оказалась я. Сначала совмещала предметы, но потом информатика меня в себя «влюбила». Сделав свой выбор, осталась с ней.

— Наталья Леонидовна, а что конкретно вам нравится в этом предмете?

— Логичность, красота и элегантность. Возможность импровизировать, формулировать нестандартные вопросы, составлять задачи, приближенные к реальной ситуации. Информатика помогает развивать интеллектуальные и творческие способности и у себя, и у детей.

— Т.е. информатика – это творчество?

— Однозначно – да, но если быть честной, то иногда я вижу и скучающие лица на своих уроках. Например, приходят ребята из 5-6 классов и думают, что они уже все знают о компьютерах, гаджетах и могут сами показать, как разобрать, собрать, снести, установить, а в итоге встречаются с какими-то элементарными, на их взгляд, задачами. К старшим классам эта тенденция, как правило, проходит.

На уроках я стараюсь донести до учеников, что важен не факт реализации алгоритма, а навыки, не конечный ответ в задаче, а идея, которая привела к решению. Ведущая деятельность на уроке информатики — не запоминание, а практическое применение и использование полученных знаний.

Без рутинной работы — никуда, конечно, это обязательный этап обучения, но сам процесс рождения идеи, создания алгоритма решения задачи и есть путь творчества в информатике. Как вижу это я.

— Получается, что математика — это наука с конкретно прописанными требованиями, жёсткими рамками, а информатика, наоборот, даёт возможность расширять границы своего творчества?

-На самом деле во время перехода с математики на информатику в 2001 году у меня было очень много свободы. В качестве основного рабочего документа, на который я ориентировалась, выстраивая ход урока, был лишь основной минимум содержания образования. Т.е. я могла сама выбирать авторские программы, учебники, по которыми хотела бы работать, компьютерное программное обеспечение. В математике такой свободы было меньше. Но свобода – это и обязательства, многому пришлось учиться самостоятельно и вместе с моими учениками. И мне нравится этот процесс – постоянно учиться новому.

Сейчас учителя работают в соответствии с ФГОС. Программы становятся унифицированными и в этом тоже есть плюс, единая программа для всех школ во многом упрощает переход ребёнка из одного общеобразовательного учреждения в другое. А задача современного учителя – вызывать интерес, поддерживать учебную активность и желание познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы.

Наталья Душухина в центре естественно-научной и технологической направленности «Точка роста» Коченёвской школы № 1.

— Наталья Леонидовна, а современная информатика какая?

-Она разная. Главным девизом информатики 1986 года было: «Программирование — вторая грамотность». В нулевых её начали больше воспринимать как прикладные навыки. Есть техника, для работы на которой программирование знать не обязательно, значит, нужно обучить работе в офисных и других прикладных программах. Современная информатика находится в поиске своей «золотой середины».

Обучение информатике сейчас — это прежде всего формирование и развитие логического и алгоритмического мышления, способности к анализу и синтезу. Информатика — это школьный предмет, который включает теорию информации, информационные технологии, алгоритмы, программирование и социальную информатику, т.е. изучает, как информатизация влияет на общество. Вследствие быстрого развития информационных технологий, а также востребованности высококвалифицированных специалистов в области ИТ быстро изменяется содержание курса информатики. И это тоже вызывает определенные сложности у учителя.

— А как сами дети воспринимают ваш предмет? Осознают его ценность?

-Думаю, да. В нашей школе информатика начинается с 5-го класса в формате курса, где дети получают навыки по работе с приложениями. В 7 классе, когда курс становится самостоятельным предметом с задачами, формулами, правилами, у некоторых детей возникают сложности в том, чтобы перестроиться. Но в 9-м и 11-м классах, сдавая экзамены по окончании школы, многие выбирают информатику, чтобы продолжить обучение и связать свою жизнь с IT-отраслью. Государство и бизнес демонстрируют заинтересованность в таких специалистах, и дети это видят.

Кроме того, мы живем в век информации, и информатика — как раз тот предмет школьной программы, который непосредственно учит детей работать с информацией, извлекать ее, анализировать, хранить и преобразовывать. Немаловажен и вопрос информационной безопасности и гигиены.

— А есть ли разница между учениками начала 2000х и современными ребятами?

-К моему большому сожалению, как не странно, сейчас меньше детей самостоятельно увлекаются программированием. Например, лет 15 назад, таких детей в каждом выпуске было до 5-и человек. Сейчас же это большая редкость. Несмотря на то, что везде можно услышать про развитие технологий и дефицит высококвалифицированных специалистов.

Возможно, причина кроется в том, что решение какой-то задачи на любом современном смартфоне не требует от ребёнка определённых знаний и усилий и ребенок редко проявляет желание сосредоточиться на учебной задаче, преодолеть затруднение.

— Наталья Леонидовна, а как вы относитесь к тому, что Правительство стало так много внимания уделять развитию IT-отрасли?

-Однозначно положительно. Это очень важная тенденция, в том числе с точки зрения IT-независимости и информационной безопасности государства. Я на уроках говорю детям о том, что программы, которыми мы пользуемся, созданы не в нашей стране, за редким исключением. И даже некорректный перевод на русский язык иногда создает затруднения в использовании программы.

— Готовясь к нашему интервью, редакция газеты выяснила, что вы вошли в число лучших по результатам областной предметной олимпиады «Учитель – Профессионал» для учителей информатики/ IT-дисциплин. Поделитесь своими впечатлениями, эмоциями. Какие задания вызвали наибольшую сложность, что вы испытали, узнав о результатах олимпиады?

-Это было сложно. Почувствовала себя в роли ученицы, сдающей ЕГЭ. Потому что вопросов было много и все разноплановые (и по нормативно-правовой базе, и по методике преподавания информатики, и собственно задачи по информатике), а времени на выполнение лишь 3 часа. Ситуация, максимально приближенная к формату госэкзамена. Из-за нехватки времени не успела выполнить все задания.

Единственное отличие олимпиады от ЕГЭ было в том, что я увидела все свои ошибки сразу. Поэтому и высоких ожиданий не было. Понимаете, у меня никогда нет и не было ощущения, что достигла «потолка», что я уже молодец и можно остановиться. Всегда есть причина быть в чём-то недовольной собой, найти то, над чем стоит поработать и т.п. Поэтому, увидев свои ошибки, причем очень досадные, я автоматически настроилась не ожидать чего-то сверх. Для меня было важнее не увидеть свою фамилию в последних строках итогового рейтинга (смеётся).

Только когда методист Управления образования Надежда Викторовна Антипова поздравила с достойным результатом, я узнала о том, что вошла в число лучших. Сама результаты не отслеживала.

До потолка от радости точно не прыгала (улыбается). Для меня это скорее какая-то очередная ступенька для движения дальше.

Наталья Леонидовна с министром образования Новосибирской области Сергеем Федорчуком и заместителем министра цифрового развития Новосибирской области Ириной Савельевой.

— Наталья Леонидовна, а какие следующие рубежи вы планируете покорить? Ваши цели и планы?

-Развиваться, расти, становиться лучшей версией самой себя. В этом году мои ученики в очередной раз показали лучший результат в районе при сдаче госэкзамена по информатике. Но я вижу, что их потенциал не был раскрыт в полную силу. Отсюда и следует это решение – самой больше учиться, развиваться и развивать.

Но и сами дети должны в полной мере осознавать степень своей ответственности за результат обучения. Ведь учёба – это, в первую очередь, труд. И это касается не только информатики, а всех предметов в школе.

— Наталья Леонидовна, в преддверии празднования Дня учителя хотели бы пожелать что-то своим коллегам. Молодым и опытным, ветеранам и тем, кто только стоит перед выбором своего пути?

-В первую очередь, хочу поблагодарить всех ветеранов педагогического труда нашей школы и нашего района. Благодаря любви к выбранному пути и вашему отношению к профессии, многие, в том числе и я, продолжают развивать заложенные вами традиции. Доносить ценность знания до детей. Быть им не только учителем, но ещё наставником и другом. Хочу выразить слова благодарности всем, с кем мне повезло вместе работать в Коченевской школе №1. Мне вообще очень повезло с учителями, которые учили меня в школе и вузе и наставниками, которые были моими проводниками в профессии.

Молодым педагогам советую не бояться своего «незнания» в каких-то областях своего предмета. Человек не может знать всё, тем более наша профессия предполагает взаимообмен знаниями и умениями со своими учениками. Проще говоря, мы учим их, они учат нас. Желаю смело набираться опыта, совершенствоваться, найти свою дорогу и добиться признания.

Ну и, конечно же, всем нам мира, терпения, крепкого здоровья и непрерывного профессионального роста. Желаю, чтобы в свой праздник каждый учитель услышал искренние поздравления и слова признательности.

Беседовала Елена Гукова

admin

Recent Posts

ИППП — угроза обществу?

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП) – это группа заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами и паразитами. К…

14 часов ago

О графике выплат пенсий и пособий в Новосибирской области в мае

В график выплат пенсий и пособий по линии Отделения СФР по Новосибирской области в связи…

15 часов ago

5 тысяч юных жителей региона за полгода вовлечены в мероприятия регионального отделения юнармии

В Новосибирской области более 4,8 тысячи детей вовлечены в мероприятия регионального Дома юнармии, работающего в…

19 часов ago

По техническим причинам общественные слушания материалов проектной документации по техническому перевооружению ООО Спецзавод «Квант» отменены

Уважаемые жители! Уведомляем вас, что по техническим причинам общественные слушания материалов проектной документации по техническому…

1 день ago

«Звёзды» — нам 5 лет!

«Если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?» Этими словами начался юбилейный концерт хореографического ансамбля «Звёзды».…

1 день ago

Новосибирских школьников будут активнее звать на практику, экскурсии и работу на предприятия для более ранней профориентации

Губернатор Андрей Травников принял участие в работе круглых столов «Подготовка высококвалифицированных кадров для машиностроения и…

2 дня ago