Как понять, что ребенок находится в зоне риска и что делать родителям, если ребенок действительно принимает наркотики, рассказывает главный детский нарколог Новосибирской области Нина Кошляк.
«Я хорошо помню один телефонный звонок, – вспоминает Нина Кошляк. – Родитель позвонил и сказал: «Мой ребенок ночью не спит. Он стоит у окна и смотрит в окно по три часа. Он перестал кушать и снизил вес. Как вы считаете, возможно ли, что он употребляет наркотики?« Да, возможно. То есть родители совершенно не осведомлены о том, на что, на какие признаки нужно обращать внимание».
Существует несколько общих признаков употребления психоактивных веществ. К тревожным сигналам относится снижение веса, изменение аппетита, бессонница: плохое засыпание и тяжелое утреннее просыпание. Могут быть жалобы на боли в суставах, в позвоночнике, сухость кожи и волос, потливость. Врач советует родителям всегда смотреть ребенку в глаза: изменение размеров зрачков, их сужение или расширение, – один из самых важных признаков увлечения ребенка психоактивными веществами, употребления наркотиков:
«Родители начинают ребенка водить по врачам в поисках соматических заболеваний, и ничего не выявляется. Или родители сами не замечают тревожных признаков. Зачастую они допоздна работают, и когда приходят домой – ребенок уже спит. Или ребенок ходит по дому в одежде с длинным рукавом, и родители не задаются вопросом, почему так, не видят следов от инъекций. Поэтому я повторю: важно смотреть ребенку в глаза, общаться со своим ребенком».
Помимо физических есть еще морально-этические и интеллектуально-мнестические признаки употребления наркотических веществ. К ним относится лживость, лицемерие, лень, циничность, использования жаргона, пренебрежение к нормам поведения, безответственность, склонность сочинять небылицы и уход от ответов на прямые вопросы. У ребенка снижается концентрация внимания, всех видов памяти, интеллектуальной продуктивности, падает успеваемость в школе. Ребенок может бросить кружки или потерять интерес к любимым занятиям.
Еще одна группа признаков – изменение поведения: уходы из дома, особенно в вечернее или ночное время, воровство денег, вещей, прогулы в школе по неуважительным причинам. У ребенка может появиться новая компания.
«Я не говорю о том, что ребенок будет только врать и хамить, или только потеряет вес, – подчеркивает нарколог. – Скорее всего, появятся и нарушение сна и аппетита, и потеря интереса ко всему, и, если мы говорим о [внутривенных]наркотиках, то будут следы от инъекций. Условно мы подразделяем тревожные признаки на группы. Все признаки взаимосвязаны, и, скорее всего, будут проявляться вместе. Ребенок и худеет, и меняет компанию, и бросает ту деятельность, которой занимался, и скатывается по учебе».
Неотъемлемая часть подросткового возраста – познание себя, изменение представления о себе, о своих возможностях и роли. Кроме того, взросление сопровождается гормональной перестройкой, которая влияет на настроение и поведение ребенка.
Это период, в котором формируется аддиктивное, отклоняющееся поведение. Подростки, стремясь уйти от ставшей неудобной реальности, искусственным путем меняют свое психическое состояние. К аддиктивному поведению можно отнести и нарушение пищевого поведения, и химические зависимости (наркоманию, токсикоманию, алкоголизм), и компьютерную зависимость.
Факторами, которые будут влиять на формирование такого поведения, может быть дисгармоничная семья, неблагополучная ситуация в отношениях сверстниками и нарушение в эмоциональной сфере. Хроническое соматическое заболевание тоже может стать причиной формирования зависимости.
«Если брать непосредственно наркортические вещества, то нужно сказать, что возраст употребление наркотических веществ сейчас поднялся немножко выше несовершеннолетия, – рассказывает Нина Кошляк. – То есть, большая часть потребителей, зачастую, это уже рабочие слои населения. А среди несовершеннолетних все-таки преобладает прием психоактивных веществ, то есть не наркотика, а вещества, которое стимулирует или угнетает центральную нервную систему. Его можно связать с возникновением зависимости, но оно не внесено в перечень наркотических средств. То есть мы устанавливаем у несовершеннолетних наркоманию, но чаще мы сталкиваемся с употреблением именно психоактивных веществ».
Психоактивные вещества тоже могут вызывать галлюцинации, нарушение психомоторных функций, поведения, но при этом они не внесены в перечень наркотических средств. К ним врачи относят, например, сниффинг (вдыхание газа из зажигалок и баллончиков), энергетические напитки, снюс, насвай, никотин и другие вещества, которые изменяют психическое состояние подростка, могут вызывать зависимость и являются «входными воротами» для последующего употребления наркотических средств или алкоголя в более взрослом возрасте.
«Употребление ребенком психоактивных веществ столь же опасно, – считает нарколог. – И от этого тоже ребенка нужно оберегать, а если он это употребляет – нужно обращаться на консультацию к специалистам, к врачу-наркологу, медицинскому психологу».
Взаимоотношения в семье – один из значимых факторов риска. Неправильные воспитательные методы, гиперопека или гипоопека, жесткий или даже жестокий контроль дисциплины, который требует беспрекословного повиновения и приводит к подавлению личности ребенка, частые перепады настроения у родителей, затянувшиеся семейные конфликты и другие проблемы. Дисфункциональная семья, по словам врачей – серьезная причина, которая подталкивает ребенка к поиску средств изменения сознания.
К факторам риска относится и попустительское отношение родителей в отношении употребления ребенком психоактивных веществ, наркотических средств, алкоголя.
«К сожалению, многие родители верят в мифы о легких и тяжелых наркотиках, – говорит врач. – Когда я на родительском собрании говорю с родителями о курении и наркотиках, есть родители, которые считают, что «в курении каннабиноидов ничего страшного нет«, потому что это «легкий« наркотик. Если у родителей такие мифы в голове, то что мы будем говорить о детях?»
Помимо обстановки в семье большое значение имеет буллинг. Его можно подразделить на физическое насилие, психическое насилие (унижение, угрозы, порочащие слухи), и кибербуллинг, травлю через интернет. Жертвы буллинга стремятся уйти от реальности и иногда пытаются сделать это с помощью психоактивных или наркотических веществ.
Прием психоактивных веществ наркологи называют входными воротами для употребления наркотиков, и рекомендуют родителям, заметившим изменения в поведении ребенка, обращаться к врачу-психиатру или наркологу:
«Если родитель заметил, что ребенок курит электронную сигарету или обычные сигареты, что у него есть пластинки снюса, что он «закидывает» насвай – все это говорит о том, что у ребенка уже проявляется аддиктивное поведение. И в этом случае необходима консультация врача-психиатра-нарколога и работа с медицинским психологом. Мы, при обращении, не ставим ребенка на учет, в отсутствии признаков зависимости, мы предлагаем консультативно-лечебную помощь. С ребенком работают врач и медицинский психолог, при необходимости назначаются медикаментозные препараты. Если у ребенка уже сформировалась зависимость от наркотического вещества либо от алкоголя, то только тогда ребенку на добровольной основе предлагается диспансерное наблюдение и лечение».
Родителям, которые заметили, что их ребенок употребляет наркотические средства, алкоголь, психоактивные вещества, можно обратиться в наркологический диспансер по единому телефону регистратуры детско-подросткового отделения 351-07-24, записаться на прием к наркологу. На первый прием может прийти даже один родитель, без ребенка.
«Не каждый родитель может сразу замотивировать ребенка пойти к врачу, – уточняет Нина Кошляк. – Мы поработаем с родителем, чтобы он смог замотивировать ребенка, если ребенок категорически отказывается лечиться. Подскажем, как составить разговор, что в какой ситуации сказать, как убедить ребенка, если он не хочет идти к врачу. Конечно, если это возможно, то сразу приходите на прием с ребенком, а если нет, то мы окажем консультативную помощь родителю и поможем ему убедить своего ребенка обратиться к доктору».
Наркомания – это хроническое заболевание, которое можно сравнить с любым соматическим. Как и у любого хронического заболевания, у нее есть периоды ремиссии, которая может длиться десятилетиями, и обострения. Как правило, врачи устанавливают стойкую ремиссию по истечении трех лет диспансерного наблюдения. Случится срыв, рецидив или нет – зависит, в том числе и от условий, в которые ребенок вернется после лечения: дисфункциональная семья, в которой родители тоже могут употреблять наркотики, социальное окружение и школа оказывают колоссальное влияние на подростков. Если подросток вернется в благополучные условия, ремиссия может длиться всю жизнь, и подросток после реабилитации никогда больше не вернется к вредной привычке.
Министерство здравоохранения Новосибирской области
По итогам 10 месяцев 2024 года туристический поток в Новосибирскую область составил 2,98 млн туристических…
Напомним, 16-22 декабря – неделя популяризации здорового питания. О вредных и полезных сладостях мы поговорили…
С 2022 по 2024 годы в сельхозпредприятия региона с использованием средств государственной поддержки трудоустроились более…
Вторая муниципальная премия «Служение» открыла регистрацию (https://премияслужение.рф/site/sign). Это своего рода профессиональный конкурс для муниципальных служащих,…
Губернатор Андрей Травников находится в рабочей командировке в Донецкую Народную республику. В ходе визита он…
Коченёвская центральная библиотека приглашает читателей посетить выставку, посвящённую самому доброму и волшебному празднику. В экспозиции…