Власть

Бюджет с запасом прочности

Вторую ежегодную корректировку бюджета депутатам представил заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко. Глава минфина отметил результаты двух кварталов, демонстрирующих восстановление экономики. Приростную динамику показал налог на прибыль и налог на совокупный доход, НДФЛ. «Собственные доходы относительно плана ожидаем с увеличением 4,8 млрд рублей. Положительную динамику имеют и бюджеты муниципальных образований, в том числе города Новосибирска. И 700 млн рублей – экономия по обслуживанию госдолга. Это основные ресурсы», – подчеркнул глава минфина.

Среди основных расходов министр назвал выполнение контрольных значений по заработной плате работников отраслей, контролируемых Указом Президента РФ, – 1 млрд 885 млн рублей. Кроме того, проектом закона предусмотрены средства на обеспечение мероприятий, софинансируемых с федеральным бюджетом, в общей сумме 549,3 млн рублей. Так, в плане софинансирования на паритетных условиях с федеральным Фондом по защите обманутых дольщиков на три года предусмотрено около 930 млн рублей на завершение строительства 28 проблемных домов. 115 млн рублей предусматривается на подстанцию «Академическая», которая важна для строительства новых корпусов НГУ. Закладывается 75 млн рублей на разработку и экспертизу проектов, которые могут в дальнейшем попасть в программу комплексного развития сельских территорий.

Расходы на финансирование мероприятий по благоустройству, модернизации и подготовке к зиме жилищно-коммунального хозяйства региона планируются в сумме 1,333 млрд рублей. Работы охватывают системы тепло- и водоснабжения, водоотведения в Искитиме, в Болотнинском и Черепановском районах, поселке Мошково. Планируется разработка и корректировка схем газоснабжения населенных пунктов всех районов области. В областном бюджете восстанавливаются бюджетные ассигнования в размере 1 485,9 млн рублей на расходы высокой значимости, которые были либо не учтены, либо перенесены в законе о бюджете на 2022-2023 годы, а также создается финансовый резерв в 389,5 млн рублей для обеспечения непредвиденных расходов.

В числе названных главой минфина ассигнований – 49 млн рублей Новосибирску на поддержку проекта «Территория детства» и на создание детского городка в поселке Гвардейский. Запланировано 144 млн рублей на завершение строительства спортивных объектов, которые начинали в 2019 году при поддержке федеральных средств, но остановили с началом пандемии. Выделяются средства на укрепление материально-технической базы учреждений культуры, приобретение музыкальных инструментов для детских школ искусств и укомплектование книжных фондов муниципальных библиотек. Почти 190 млн рублей дополнительно предусмотрено на жильё для детей сирот и правильное питание.

Доходы областного бюджета – 200 млрд 432 млн рублей. Расходная часть – 211 млрд 667 млн рублей. «Жёсткий формат верстки бюджета на 2021 год, несмотря на появление дополнительных ресурсов, не позволяет сократить дефицит областного бюджета. В дефиците 11 млрд – 9,1 млрд – заемные средства, – пояснил главный финансист области. – В плановом периоде предлагается бюджет сформировать сбалансированно за счет увеличения собственных доходов, чтобы придать нашей бюджетной трёхлетке большую устойчивость».

В ходе обсуждения законопроекта депутаты не только уточняли ассигнования по отдельным статьям, был поднят целый ряд проблем. Так, депутат Александр Аксененко обратил внимание на увеличение стоимости квадратного метра жилья для детей-сирот. Несмотря на то, что объём средств в бюджете увеличивается, регион имеет всё меньше возможностей приобретать жильё для сирот, в результате очередь все более растёт.

«На сегодняшний день стоимость приобретения «квадрата», которая диктуется минстроем, – 48 305 рублей. Она абсолютно не бьётся с тем, что происходит в Новосибирске», – пояснил министр строительства Иван Шмидт, рассказав депутатам, что в данное время министерством разрабатывается методика, которая будет определять цену квадратного метра для каждого из районов области и областного центра.

«Консервативная политика планирования минфина дала свои результаты, – высказал свое мнение заместитель председателя комитета Валентин Сичкарев. – Благодаря этому в прошлом году мы не ушли в «кредиторку». А в этом году пять миллиардов прироста за счёт собственных доходов. И вот теперь мы вступаем в третью волну ковида. Какие-то дополнительные страховки мы закладываем в бюджет?»

Другую сторону проблемы озвучил Валерий Червов: в больницах недостает оборудования для обследования, диагностики, учреждения здравоохранения не могут своевременно реагировать на последствия ковида. «Какие могут быть источники финансирования?» – обратился депутат к главному финансисту области.

«Бюджет спрогнозирован с подушкой безопасности. Определенный запас прочности в доходах есть», – отреагировал министр. Что касается дефицита оборудования в медицинских учреждениях, «отчасти здесь помогает федеральный центр. Особенно в таких направлениях, как коронавирусная тематика, создание сосудистых центров и онкологии. Понимаем, что развитие событий может быть разным, значит, будем использовать механизм перераспределения ассигнований, как и в прошлом году».

Два острейших вопроса поставил первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панфёров. Первый – перспектива исполнения наказов. И второй – дороги Новосибирска. «Я сейчас прибыл с сессии городского Совета Новосибирска, где очень остро встал вопрос по ремонту дорог. Мы в любом случае столкнемся с обращением города Новосибирска к областному Правительству за финансовой помощью в этом вопросе. А далее – по зимнему содержанию дорог, зная, что парка уборочных машин в городе фактически нет, они все старые. Готов наш бюджет помогать городу в этом ключе?»

Как пояснил министр, определённая ясность с выполнением наказов наступит, «когда мы реальные возможности бюджета поймём – при вёрстке нового бюджета 2022-2024 годов». В отношении помощи Новосибирску – она будет, по словам министра, «в рамках общей системы приоритетов бюджета». «Практически в каждых изменениях в бюджет у нас всегда есть плюсы в отношении бюджета города Новосибирска. Безусловно, город Новосибирск как территория более обеспеченная не может претендовать на нецелевую финансовую поддержку. В данной ситуации это и дополнительные средства на содержание дорог – 278 миллионов рублей, средства на приобретение 150 автобусов на газомоторном топливе – вся тематика подготовки к чемпионату мира. И вообще вся инфраструктура, которую мы сейчас строим за счёт средств областного бюджета, – это вложения в инвестиционную и общественную привлекательность города Новосибирска на перспективу».

Комитет Законодательного Собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности единогласно принял решение о вынесении на рассмотрение сессии регионального парламента законопроекта «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Несмотря на непростую ситуацию в экономике бюджетными коррективами учтены все необходимые расходы, отметил председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев. «В первую очередь учтён большой круг вопросов по подготовке к зиме. Субсидии районам чуть больше 1,2 миллиарда. Второе направление коснулось всех главных распределителей средств – это ремонты подведомственных учреждений, школ, клубов, дополнительные средства, связанные с заменой окон, ремонтом кровель, внутренних инженерных систем объектов образования и культуры. Относительно недорогой, но очень важный пласт расходов – по оснащению домов культуры музыкальными инструментами и пополнение книжных фондов библиотек: довольно давно на это не выделялись средства. Увеличение ассигнований на обеспечение детей-сирот жильем – чуть меньше 190 млн рублей. Правительство вышло с инициативой, а мы поддержали поправку в 278 млн рублей на текущий ремонт дорог на улицах города Новосибирска».

www.zsnso.ru