Утверждён План по принятию исчерпывающих мер по обеспечению социально-экономической стабильности в Новосибирской области
В Новосибирской области в целях обеспечения исполнения пункта 1 Указа 28 марта 2022 года первым заместителем Председателя Правительства Новосибирской области Знатковым В.М. утвержден План мероприятий по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 года № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» и определен перечень ответственных должностных лиц исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по принятию исчерпывающих мер по обеспечению социально-экономической стабильности в Новосибирской области.
В дополнение к федеральным мерам по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления 21 марта 2022 года Губернатором Новосибирской области утвержден План по обеспечению устойчивости экономики Новосибирской области (далее – План), который включает в себя меры по обеспечению социально-экономической стабильности Новосибирской области. План размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») на официальном сайте Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области по адресу: https://plan.nso.ru/measures/regional.
По подпункту «а» пункта 1 Указа.
В 2023 году предоставление мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Новосибирской области, осуществляется своевременно и в полном объеме.
В рамках реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Социальная поддержка в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 17.11.2021 № 462-п (размещено на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в сети «Интернет» по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5400202111190002), гражданам оказываются 73 меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
В целях поддержки граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – мобилизованные граждане), в 2023 году продолжена работа в рамках постановления Правительства Новосибирской области от 11.10.2022 № 466-п «О единовременной выплате гражданам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации», которым указанной категории граждан установлена единовременная денежная выплата в размере 100 тыс. рублей, предоставляемая в беззаявительном порядке.
По состоянию на 1 июля 2023 года выплата произведена 6742 гражданам.
Продолжена работа в соответствии с Законом Новосибирской области от 28.10.2022 № 261-ОЗ «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ОЗ), которым предусмотрено установление следующих мер социальной поддержки, предоставляемых мобилизованным гражданам на период частичной мобилизации и членам их семей:
1) компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
2) обеспечение питанием на льготных условиях детей мобилизованных граждан, обучающихся по программам основного общего образования и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Новосибирской области, муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области;
3) компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми мобилизованных граждан, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области.
Во исполнение Закона № 261-ОЗ продолжают действовать утвержденные Правительством Новосибирской области региональные меры социальной поддержки семьям мобилизованных граждан, предусмотренные:
1) постановлением Правительства Новосибирской области от 08.11.2022 № 524-п «О Порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Новосибирской области, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (в 2022 году компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначена 3886 гражданам, в первом полугодии 2023 года – 786 гражданам);
2) постановлением Правительства Новосибирской области от 08.11.2022 № 525-п «О Порядке и условиях предоставления компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Новосибирской области, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области» (компенсация родительской платы за присмотр и уход
за детьми назначена в 2022 году 937 гражданам, в первом полугодии 2023 года – 209 гражданам);
3) постановлением Правительства Новосибирской области от 08.11.2022 № 529-п «Об обеспечении питанием на льготных условиях детей военнослужащих, обучающихся по программам основного общего образования и среднего общего образования в государственных образовательных организациях Новосибирской области, муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области» (в 2022 году осуществлялось обеспечение питанием 924 детей, в первом полугодии 2023 года – 985 детей).
Согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 13.04.2022 № 157-п «Об оказании единовременной материальной помощи участникам специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей и установлении дополнительных единовременных выплат гражданам, направленным (командированным) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей» (опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.ru) в сети «Интернет» по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5400202204140001) предоставляются следующие меры поддержки:
1) единовременная материальная помощь военнослужащим, получившим ранение в ходе проведения специальной военной операции, в размере 500 тыс. рублей при получении легкого увечья, 1 млн рублей при получении тяжкого увечья;
2) единовременная материальная помощь в размере 3 млн рублей в случае гибели военнослужащего в результате участия в специальной военной операции.
По подпункту «б» пункта 1 Указа.
Социальные услуги во всех формах социального обслуживания предоставляются гражданам в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В 2023 году в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» Новосибирской областью продолжена реализация пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее – пилотный проект).
Реализуется План мероприятий («дорожная карта») по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году, утвержденный постановлением Правительства Новосибирской области от 26.12.2022 № 618-п. В реализации данного Плана мероприятий участвуют 30 муниципальных районов и четыре городских округа Новосибирской области.
В рамках утвержденной модели системы долговременного ухода в 2023 году продолжена реализация стационарозамещающих и социальных технологий, в том числе пунктов проката технических средств реабилитации инвалидов, отделений дневного пребывания, «школ ухода» за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе.
В настоящее время действуют 52 пункта проката технических средств реабилитации инвалидов. За 2022 год техническими средствами реабилитации инвалидов воспользовались около 4 тыс. человек, по состоянию на 1 июля 2023 года количество получателей услуг составляет 4353 человека.
На территории Новосибирской области организованы школы неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, – всего 50 школ (40 – в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области и десять – при организациях, подведомственных министерству труда и социального развития Новосибирской области (далее – Минтруд НСО). Услуги школы ухода предоставляются специалистам организаций социального обслуживания, родственникам и иным лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Данная технология является основным компонентом системы поддержания семейного ухода за пожилыми родственниками. По итогам первого полугодия
2023 года количество получателей услуг составляет 2613 человек.
В 2023 году продолжается реализация социальных проектов по работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами на базе учреждений социального обслуживания.
1. Проект «Проактивное выявление граждан, нуждающихся в заботе».
Указанный проект позволяет находить граждан, нуждающихся в долговременном уходе, непосредственно после автоматического сопоставления многих факторов машинного кода. Информация поступает в систему после посещения гражданином медицинской организации, обрабатывается искусственным интеллектом по поставленному диагнозу или выявленным дефицитам, направляется в координационный центр системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области, созданный на базе Государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Новосибирский областной геронтологический центр».
В рамках данного проекта возможно составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг гражданину по месту его жительства. Дополнительная информация запрашивается специалистами учреждений социального обслуживания, расположенных на территории Новосибирской области (далее – учреждения социального обслуживания), самостоятельно из Единой государственной информационной системы социального обеспечения, что обеспечивает доступность государственной услуги для граждан.
Для всех граждан, проживающих в Новосибирской области, с 1 января 2023 года доступна подача заявлений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – портал госуслуг).
Минтрудом НСО заключено соглашение с министерством здравоохранения Новосибирской области от 09.03.2023 № 288 о межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в сфере здравоохранения и социальной защиты населения при выявлении граждан старше 65 лет, прошедших диспансеризацию и нуждающихся в социальном обслуживании на дому или в стационарной форме.
В настоящее время проводится работа по сортировке и тестовой загрузке данных в государственной информационной системе Новосибирской области «Территориальная информационная система «Социальный портрет гражданина и типизированное хранилище данных Новосибирской области» (далее – ТИС СПГ). Совместно с разработчиками ТИС СПГ прорабатывается алгоритм автоматической обработки данных.
2. Проект «Кондуит».
Мобильное приложение «Кондуит» предназначено для автоматизации работы специалистов исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и учреждений сферы социального обслуживания с целью ведения учета оказанных гражданам услуг на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах на платформе «Android», повышения результативности сбора оперативной информации и статистики о деятельности социальных работников и иных специалистов учреждений социального обслуживания.
Реализация проекта осуществляется на базе муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Городской комплексный центр социального обслуживания населения», муниципального бюджетного учреждения Тогучинского района «Комплексный центр социального обслуживания населения», муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» города Искитима Новосибирской области, муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения «Юнона» (город Бердск). В 2023 году запланировано внедрение проекта в остальных муниципальных образованиях Новосибирской области.
Продолжается работа по бесплатному предоставлению гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, социального пакета долговременного ухода.
По итогам первого полугодия 2023 года социальный пакет долговременного ухода получили 825 граждан пожилого возраста и инвалидов в форме социального обслуживания на дому.
В 2023 году социальным пакетом долговременного ухода планируется охватить 30 человек силами некоммерческих организаций.
Сокращение количества граждан, получающих социальные услуги во всех формах социального обслуживания, в том числе срочные социальные услуги, в Новосибирской области не предусмотрено.
По подпункту «в» пункта 1 Указа.
Проводится работа по обеспечению бесперебойного функционирования учреждений социального обслуживания.
В связи со стабилизацией эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом охвата вакцинацией сотрудников стационарных учреждений и проживающих в них получателей социальных услуг и в соответствии с приказом Минтруда НСО от 18.04.2022 № 376 «О выводе стационарных учреждений социального обслуживания, подведомственных министерству труда и социального развития Новосибирской области, из особого режима работы» все стационарные учреждения социального обслуживания выведены из особого режима работы. Вместе с тем контроль за проведением необходимых мер по обеспечению санитарного противоэпидемиологического режима продолжается.
Осуществляется плановая вакцинация против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания, и сотрудников.
По состоянию на 1 августа 2023 года провакцинированы:
3039 сотрудников учреждений социального обслуживания (95,2%);
4416 граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания (96,7%).
В ежедневном режиме осуществляется контроль за наличием в учреждениях социального обслуживания средств индивидуальной защиты, расходных материалов, лекарственных препаратов и продуктов питания. Учреждения социального обслуживания в полном объеме обеспечены необходимым оборудованием и продуктами питания для бесперебойного функционирования учреждений социального обслуживания. Имеется плановый трехмесячный запас продуктов питания и лекарственных средств.
Социальные услуги оказываются в полном объеме на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, разработанной для каждого гражданина в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В рамках обеспечения бесперебойного функционирования образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области (далее – образовательные организации), в 2022/2023 учебном году в системе образования функционирует 1731 образовательная организация, в том числе:
963 общеобразовательные организации;
597 дошкольных образовательных организаций;
118 организаций дополнительного образования детей;
53 организации профессионального образования.
По состоянию на 1 августа 2023 года все образовательные организации функционируют в штатном режиме, согласно графику в школах проходит подготовка к новому учебному году, проводятся ремонтные работы. Кроме того, в образовательных организациях проводится подготовка к отопительному сезону: устраняются выявленные недостатки в работе отопительных систем и проводится подготовка котельных, находящихся на балансе образовательных организаций, к новому отопительному сезону. В образовательных организациях проводится подготовка документации для проведения торгов на поставку топлива.
Для создания безопасных условий в образовательных организациях регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение безопасности, в том числе проведены инструктажи с работниками, ответственными за пожарную, общественную безопасность в образовательных организациях, а также по действиям при возникновении внешних угроз безопасности и чрезвычайных ситуаций. В целях обеспечения безопасности все образовательные организации оборудованы системой видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализацией и системой пожарного мониторинга.
Министерством образования Новосибирской области осуществляется постоянный контроль бесперебойного функционирования образовательных организаций.
По состоянию на 1 августа 2023 года министерством здравоохранения Новосибирской области в рабочем порядке принимаются все необходимые исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности в сфере здравоохранения и гарантированного оказания медицинской помощи населению.
Функционирование медицинских организаций осуществляется в плановом режиме. Ограничения по времени работы и видам оказания медицинской помощи в медицинских организациях не вводились.
В целях обеспечения безопасности медицинские организации оборудованы системами видеонаблюдения, автоматической пожарной сигнализацией и системой пожарного мониторинга.
Для создания безопасных условий в медицинских организациях регулярно проводятся мероприятия, направленные на повышение безопасности, в том числе усилен пропускной режим, проведены инструктажи с работниками, ответственными за пожарную, общественную безопасность, по действиям при возникновении внешних угроз безопасности и чрезвычайных ситуаций.
В Новосибирской области ведется мониторинг системообразующих организаций, оказывающих, в том числе существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Новосибирской области и имеющих федеральное значение (27 организаций, включенных в одобренный 15 марта 2022 года на заседаниях президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций Перечень системообразующих предприятий российской экономики (с последними дополнениями от августа 2022 года) и региональное значение (123 организации, включенные в утвержденный 5 мая 2022 года заместителем Губернатора Новосибирской области Сёмкой С.Н. Перечень системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих, в том числе существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Новосибирской области). Мониторинги системообразующих организаций организованы и проводятся как в еженедельном, так и в ежеквартальном режиме.
Расположенные на территории Новосибирской области организации промышленности и торговли работают в штатном режиме, высвобождение работников данных организаций не планируется.
По состоянию на 1 августа 2023 года расположенные на территории Новосибирской области организации электроэнергетики, тепло-, водоснабжения и водоотведения работают в штатном режиме.
Вопросы надежности электроснабжения потребителей Новосибирской области находятся на постоянном контроле министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области. Организациями электроэнергетики в рамках ремонтных программ проводятся мероприятия по подготовке к прохождению отопительного сезона 2023/2024 годов. Организации электроэнергетики оснащены необходимой спецтехникой и аварийным запасом оборудования и материалов.
Электростанции без отклонений обеспечивают заданные графики несения электрической и тепловой нагрузки на территории Новосибирской области. Ограничения и отключения потребителей из-за недостатка электроэнергии и мощности отсутствуют.
Подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области к отопительному периоду 2023/2024 года осуществляется в штатном режиме согласно разработанным и утвержденным в муниципальных образованиях Новосибирской области планам подготовки к отопительному сезону.
В настоящее время коммунальные предприятия осуществляют заключение контрактов на поставку топливно-энергетических ресурсов, формируют нормативный запас топлива на котельных.
В 2023 году в сфере транспорта и дорожного хозяйства на территории Новосибирской области продолжают действовать утвержденные Правительством Новосибирской области региональные меры поддержки, предусмотренные:
постановлением Правительства Новосибирской области от 23.03.2022 № 113-п «Об изменении существенных условий контрактов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Новосибирской области» (далее – постановление № 113-п) (опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в сети «Интернет» по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5400202203230001), которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлена возможность изменения существенных условий контрактов по ремонту и содержанию объектов капитального строительства;
постановлением Правительства Новосибирской области от 18.03.2022 № 95-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 24.02.2014 № 83-п» (опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в сети «Интернет» по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5400202203180001), которым внесено изменение в размер доли софинансирования предельного размера субсидии региональных воздушных перевозок пассажиров с территории Новосибирской области. С 2022 года доля софинансирования Новосибирской области составляет 25%, 30,5% и 61% от предельного размера субсидии, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети». Ранее доля софинансирования составляла 25% и 30,5%.
В рамках реализации мероприятий по софинансированию региональных воздушных перевозок пассажиров по субсидированным маршрутам в 2022 году авиаперевозчикам была предоставлена субсидия в размере 426,2 млн рублей, в 2023 году на реализацию данного мероприятия предусмотрено 552,6 млн рублей. По итогам работы за первое полугодие 2023 года организации воздушного транспорта была предоставлена субсидия в целях возмещения недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров
с территории Новосибирской области в сумме 184,5 млн рублей (по состоянию на 1 июля 2023 года нарастающим итогом).
В соответствии с государственной программой Новосибирской области «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 24.02.2014 № 83-п, c июля 2022 года осуществляется предоставление субсидии местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области в целях осуществления полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок.
За счет предоставления субсидии из областного бюджета Новосибирской области бюджетам муниципальных образований Новосибирской области осуществляется приобретение подвижного состава, увеличение заработной платы водителям автобусов, а также сохранение безубыточной работы автотранспортных предприятий.
Общая сумма доведенных бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области по мероприятию составляет в 2023 году – 1 199 млн рублей. По итогам первого полугодия 2023 года предоставлена субсидия в размере 645,1 млн рублей.
В рамках бесперебойного функционирования связи на территории Новосибирской области министерством цифрового развития и связи Новосибирской области (далее – Минцифра НСО) организована системная работа по мониторингу стабильности сферы информационно-коммуникационных технологий. Операторам связи направлены рекомендации о незамедлительном информировании Минцифры НСО обо всех случаях возникновения ситуаций, которые могут повлечь за собой угрозу бесперебойному функционированию объектов и сетей связи.
По итогам первого полугодия 2023 года чрезвычайных ситуаций, угрожающих бесперебойному функционированию объектов и сетей связи, не зафиксировано. Инфокоммуникационная инфраструктура Новосибирской области работает в штатном режиме.
Минцифрой НСО принимаются меры не только по поддержанию стабильного функционирования инфокоммуникационной сферы, но и реализуются мероприятия по развитию и расширению сетей связи. Так, по государственной программе Новосибирской области «Цифровая трансформация Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 № 515-п (далее – государственная программа цифровой трансформации), сельские населенные пункты Новосибирской области обеспечиваются услугами сотовой связи, домохозяйства подключаются к сети «Интернет» по волоконно-оптическим линиям связи.
В соответствии с государственной программой цифровой трансформации до конца 2023 года запланировано:
обеспечить сотовой связью и мобильным доступом к сети «Интернет» 23 населенных пункта (порядка 6 тыс. жителей) в 17 муниципальных районах Новосибирской области;
к запланированным ранее к подключению к сети «Интернет» по волоконно-оптическим линиям связи 200 домохозяйствам в шести населенных пунктах региона Минцифре НСО удалось достичь договоренности с операторами связи в рамках запланированных бюджетных средств увеличить данный показатель до 275 домохозяйств (это более 700 жителей) 12 населенных пунктов в шести муниципальных районах Новосибирской области.
В настоящее время в целях выполнения мероприятий государственной программы цифровой трансформации заключены соглашения с 20 муниципальными районами Новосибирской области. Указанные муниципальные районы при консультативной поддержке Минцифры НСО провели электронные торговые процедуры, по результатам которых заключены 17 муниципальных контрактов, еще три муниципальных контракта будут заключены до 15 августа 2023 года. Минцифрой НСО в рамках исполнения мероприятий государственной программы цифровой трансформации перечислены субсидии 17 муниципальным районам Новосибирской области на общую сумму 99 557,6 тыс. рублей.
Работы по реализации указанных мероприятий государственной программы цифровой трансформации планируется завершить до конца 2023 года. В ходе реализации второго этапа федерального проекта устранения «цифрового неравенства» (далее – проект УЦН 2.0), реализуемого во исполнение статьи 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», для обеспечения услугами подвижной радиотелефонной связи (голосовая связь и мобильный широкополосный доступ к сети «Интернет») в первом полугодии 2023 года:
завершено строительство 18 базовых станций сотовой связи в десяти муниципальных районах Новосибирской области. Более 4 тыс. жителей получили возможность пользоваться голосовой сотовой связью и мобильным широкополосным доступом к сети «Интернет»;
до конца 2023 года запланировано построить 35 базовых станций сотовой связи и обеспечить мобильным широкополосным доступом более 5900 жителей в 24 муниципальных районах Новосибирской области.
В настоящее время на портале госуслуг начато голосование за населенные пункты, которые обеспечат сотовой связью по проекту УЦН 2.0 в 2024 году. Квота Новосибирской области – 30 населенных пунктов. Все муниципальные районы Новосибирской области оповещены о начале голосования и возможностях проголосовать не только в электронном виде, но и путем направления письма на бумажном носителе в адрес Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
По подпункту «г» пункта 1 Указа.
Правительством Новосибирской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области осуществляется ежедневный мониторинг цен по 68 позициям продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости в 300 торговых объектах, расположенных на территории Новосибирской области.
На постоянной основе ведется мониторинг наличия, ежедневного расходования и потребности в лекарственных препаратах. Мониторинг осуществляется в отношении лекарственных препаратов пяти групп: антибиотики, гормональные, противовирусные, антикоагулянты и жаропонижающие.
Осуществляется еженедельный мониторинг наличия медицинских изделий: кислородного оборудования, средств реабилитации, ортопедических товаров, медицинской техники и средств гигиены.
По итогам первого полугодия 2023 года дефицит товаров первой необходимости и лекарственных препаратов, в отношении которых осуществляется мониторинг, не выявлен. Лекарственные препараты имеются в наличии во всех муниципальных образованиях Новосибирской области, пополнение запасов товаров первой необходимости и лекарственных препаратов осуществляется в штатном режиме. Дефицит медицинских изделий не выявлен, поставки осуществляются регулярно, товарные запасы сформированы на срок от двух до шести месяцев.
По подпункту «д» пункта 1 Указа.
В целях недопущения повышенного спроса на отдельные виды товаров, работ, услуг проводится активная работа по информированию населения об отсутствии угрозы нарушения продовольственной безопасности.
В министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее – Минпромторг НСО) для обращений граждан по вопросам наличия товаров в предприятиях торговли работает «горячая линия» по номеру телефона: 8 (383) 238 61 82. Диалог с гражданами по вопросам наличия продовольственных и непродовольственных товаров, ситуации с лекарственными средствами проводится в постоянном режиме посредством социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», а также через Telegram-канал Минпромторга НСО. Руководством Минпромторга НСО с представителями средств массовой информации осуществляются выезды на торговые объекты, оптовые склады, проводится мониторинг запасов и своевременных поставок продовольствия в распределительные центры торговых сетей Новосибирской области.
Для реализации дополнительных мер, направленных на устранение повышенного спроса на отдельные виды товаров, работ, услуг, проводится работа по увеличению объемов производства товаров первой необходимости, в том числе входящих в перечень товаров повышенного спроса. Организован ежемесячный мониторинг запасов сырья и продовольствия в расположенных на территории Новосибирской области организациях агропромышленного комплекса, запасы социально значимых товаров на территории Новосибирской области стабильны и постоянно пополняются.
Предприятия сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности производят социально-значимые продукты питания в объемах и ассортименте, достаточных для обеспечения населения Новосибирской области.
В настоящее время с учетом реализуемого комплекса мероприятий обеспечены потребности продовольственного рынка по всем группам товаров в достаточном объеме и по доступным для потребителей ценам.
Производство продукции полеводства и животноводства сельскохозяйственными товаропроизводителями в Новосибирской области позволяет полностью удовлетворить спрос населения в основных социально значимых продуктах (мука, молоко, мясо, яйцо).
Значительную роль в увеличении объемов производства продукции агропромышленного комплекса региона играет инвестиционная активность. В Новосибирской области в 2023 году продолжается реализация девяти крупных проектов общей стоимостью 35,3 млрд рублей и до 100 мелких и средних проектов (строительство и реконструкция производственных зданий, складов, внутрихозяйственных дорог, скважин, силосных траншей и иное) стоимостью до 100 млн рублей каждый на общую сумму от 2 до 3 млрд рублей.
Крупными, стратегически важными проектами являются:
выход на полную мощность третьей очереди свинокомплекса акционерного общества «Кудряшовское»;
достижение проектной мощности птицефабрикой «Улыбино»;
завершение строительства овощехранилища овощеводческого производственного хозяйства «Дары Ордынска».
В 2023 году на территории Новосибирской области продолжается реализация крупных инвестиционных проектов:
завод по переработке молока мощностью 12 тыс. тонн молока в год (строительство осуществляется акционерным обществом «Толмачевский молочный завод»);
элеваторный комплекс для единовременного хранения 165 тыс. тонн зерновых культур в городе Купино Купинского района Новосибирской области (реконструкция осуществляется обществом с ограниченной ответственностью «Метелица»);
расширение комплекса по приемке, хранению, переработке масличных и зерновых культур мощностью до 60 тыс. тонн сырья в год общества с ограниченной ответственностью «Сибирская олива» в Искитимском районе Новосибирской области;
завод по производству соленых закусок в Новосибирской области (общество с ограниченной ответственностью «ПепсиКо Холдингс» продолжает строительство завода с объемом производства 62,2 тыс. тонн в год).
Реализация вышеуказанных проектов позволит повысить самообеспеченность региона картофелем, мясной и молочной продукцией.
В 2023 году продолжает подготовительную стадию (разработка проектно-сметной документации, оформление земельных участков) ряд крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 8 млрд рублей:
создание международного инновационного учебно-производственного центра «Учхоз Тулинское»; строительство производственного комплекса общества с ограниченной ответственностью «Маслов»; организация производства безалкогольных ягодных морсов, реализуемое обществом с ограниченной ответственностью «Натуральные продукты»; строительство животноводческого комплекса молочного направления на 500 голов обществом с ограниченной ответственностью «Агро-Флора»; строительство площадок для выращивания молодняка крупного рогатого скота молочных пород обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская Нива». Дальнейшая реализация крупнейших проектов в рамках тесного взаимодействия инвесторов и органов государственной власти позволит скоординировать и рационально нарастить объемы производства сельскохозяйственной продукции в регионе. Актуальные цели и первоочередные задачи агропромышленного комплекса Новосибирской области заключаются
в бесперебойном производстве продуктов питания с приростом объемов производства в натуральных показателях по всем основным отраслям: молочной, мясной, мукомольно-крупяной, хлебопекарной, масложировой.
В целях контроля за обеспечением стабильной ситуации на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия проводятся заседания штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков в Новосибирской области с участием представителей Минпромторга НСО, министерства сельского хозяйства Новосибирской области (далее – Минсельхоз НСО), Минтруда НСО, торговых сетей, на которых рассматриваются вопросы сбалансированности рынка продукции, сырья и продовольствия.
Для удовлетворения спроса на социально значимые продукты питания на территории Новосибирской области проводятся продовольственные ярмарки, в которых принимают участие организации пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственные товаропроизводители региона.
Минсельхозом НСО организовано информирование предприятий и личных подсобных хозяйств о проводимых ярмарках.
На ярмарках представлен широкий ассортимент продуктов питания: яйцо, рыбная продукция, мясо птицы, мясные полуфабрикаты и колбасные изделия, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, молочная продукция, картофель и другое.
Предприятия реализуют произведенную продукцию по доступным ценам, что позволяет покупателям приобрести продукты питания по ценам товаропроизводителей.
В целях наполнения потребительского рынка продукцией местных товаропроизводителей и для удовлетворения спроса на продовольственные товары на территории города Новосибирска проводятся ярмарки выходного дня.
В 2023 году запланировано проведение 12 оптово-розничных универсальных ярмарок, гастрономическая ярмарка и две ярмарки товаропроизводителей Новосибирской области. Участниками ярмарок жителям Новосибирской области будут представлены товары по оптовым ценам и ценам производителей.
За прошедший период проведено пять оптово-розничных ярмарок:
15 апреля 2023 года – оптово-розничная универсальная ярмарка «Искитимская» в городе Искитиме;
5 мая 2023 года – оптово-розничная универсальная ярмарка «Чулымская карусель» в городе Чулыме Чулымского района;
20 мая 2023 года – оптово-розничная универсальная ярмарка «Козьмодемьяновская» в рабочем поселке Колывань Колыванского района;
2 июня 2023 года – оптово-розничная универсальная ярмарка «Ордынская звезда» в рабочем поселке Ордынское Ордынского района;
8 июля 2023 года – оптово-розничная универсальная ярмарка «Сузунская миллионщина» в рабочем поселке Сузун Сузунского района.
В ярмарках приняли участие 750 товаропроизводителей и предприятий торговли. Общий товарооборот ярмарок составил 31,1 млн рублей.
В постоянном режиме организована работа областной социальной ярмарки, товарооборот которой ежедневно превышает 1,5 млн рублей, 38 товаропроизводителей реализуют жителям выпускаемую продукцию по ценам производства.
По подпункту «е» пункта 1 Указа.
В Новосибирской области ситуация на рынке труда достаточно стабильна, роста безработицы не наблюдается. В ежедневном режиме осуществляется мониторинг ситуации на рынке труда, в том числе мониторинг высвобождения работников и введения режима неполного рабочего времени. Организовано взаимодействие с предприятиями и организациями Новосибирской области, планирующими высвобождение работников или использующими режимы неполной занятости.
В течение последних шести месяцев уровень зарегистрированной безработицы в регионе составляет 0,9% от численности рабочей силы. Этот показатель ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на 30 июня 2022 года – 1,2%).
Официально зарегистрированы в качестве безработных 12 493 человека, это на 26,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В региональном банке вакансий 47 465 предложений работы, это на четверть больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Количество вакансий превышает численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости, в 3,7 раза.
В структуре спроса преобладают вакансии по рабочим профессиям – 51%. Большее число сотрудников требуется в промышленности, образовании, торговле, здравоохранении.
По профессиональной принадлежности в большей степени востребованы инженеры и врачи разной направленности, операторы станков с программным управлением, токари, техники, фрезеровщики, слесари механосборочных работ, монтажники радиоэлектронной аппаратуры и приборов, медицинские сестры, фельдшеры, водители, швеи, а также работники для работ, не требующих квалификации, – грузчики, подсобные рабочие, уборщики помещений.
Не наблюдается увеличение числа граждан, планируемых работодателями к сокращению на предстоящий период или работающих в режиме неполной рабочей недели, или находящихся в простое.
На 1 августа 2023 года сокращенное рабочее время сохраняется для 635 работников в 34 организациях, расположенных на территории Новосибирской области (это на 87,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Половина всех находящихся в режимах сокращенного рабочего времени –работники промышленности и бюджетной сферы (здравоохранение, предоставление социальных услуг, образование, культура).
С начала 2023 года из числа заявленных к высвобождению уволены 1496 работников (это на 18,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Всего в настоящее время 95 организаций продолжают организационно-штатные мероприятия в отношении 599 работников (это на 40,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Основные причины сокращения работников – это снижение объемов работ, оптимизация технологических процессов.
Продолжается особый порядок работы учреждений занятости населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 № 376 «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 и 2023 годах». Содействие в трудоустройстве оказывается не только безработным гражданам,
но и работникам предприятий, находящимся под риском высвобождения. Для них осуществляется индивидуальный подбор вакансий, бесплатная правовая помощь и психологическая поддержка, определение недостающих компетенций и их наращивание через переподготовку и повышение квалификации.
Решение основных задач в сфере занятости населения в январе — июне 2023 года осуществлялось в рамках государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 № 177-п (трудоустройство на имеющиеся вакансии, организация временного трудоустройства и оплачиваемых общественных работ, профессиональная переподготовка уволенных работников и организация предпринимательской деятельности безработных граждан).
Специалистами центров занятости населения за первое полугодие 2023 года содействие в поиске подходящей работы оказано 28 281 гражданину и 7552 работодателям – в подборе необходимых работников.
Трудоустроены при содействии центров занятости 74,3% обратившихся, или 20 981 гражданин (в аналогичном периоде прошлого года – 63,3%), при этом каждый четвертый из них был трудоустроен в десятидневный срок, то есть до признания безработным.
За счет средств областного бюджета Новосибирской области в первом полугодии 2023 года 1 тыс. человек трудоустроены на общественные работы и временные рабочие места, 4284 несовершеннолетних гражданина были трудоустроены на временные работы в свободное от учебы время. Организовано профессиональное обучение 1745 безработных граждан по востребованным профессиям на региональном рынке труда.
Также продолжается реализация пакета дополнительных мер, направленных на поддержку занятости населения, в рамках национального проекта «Демография» за счет средств федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области (обучение отдельных категорий граждан, организация временных и общественных работ).
За первое полугодие 2023 года от граждан в Новосибирской области поступили 5048 заявок на участие в обучении в рамках национального проекта «Демография» (из них одобрены центрами занятости 1852 заявки), 1787 человек уже приступили к обучению (53,8% от планового показателя). Завершили обучение 638 человек, из них 363 человека (57%) сохранили занятость или трудоустроены.
Работодателям центрами занятости населения предоставляются субсидии на организацию общественных и временных работ. На данные цели предусмотрено 60 809,1 тыс. рублей, в том числе 60 201,0 тыс. рублей – средства федерального бюджета.
По результатам завершившихся отборов заключены соглашения с 91 работодателем по трудоустройству 689 человек на общественные работы и двумя работодателями по трудоустройству 48 человек на временные работы на общую сумму 53 331,8 тыс. рублей.
В стадии заключения соглашения с пятью работодателями (1 828,2 тыс. рублей) по трудоустройству 24 человек на общественные работы.
В рамках программы субсидирования найма 59 работодателей подали заявления в центры занятости о готовности трудоустраивать граждан с федеральной субсидией. Всего в этих целях подано 211 заявлений на предоставление 463 рабочих мест, 176 человек уже трудоустроены.
По подпункту «ж» пункта 1 Указа.
Организациям, индивидуальным предпринимателям, самозанятым гражданам оказывается поддержка, в том числе адресная.
Реализация Плана и мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости экономики Новосибирской области, позволяет смягчить негативные последствия в развитии Новосибирской области в условиях внешнего санкционного давления.
По итогам первого полугодия 2023 года индекс промышленного производства Новосибирской области к аналогичному периоду 2022 года составил 105,6%. По основным видам экономической деятельности в промышленности сложились следующие индексы производства: «Добыча полезных ископаемых» ‒ 93,3% к аналогичному показателю 2022 года, «Обрабатывающие производства» – 110,7%, «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» – 100,2%, «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» ‒ 78,6%.
В 2023 году на поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности в рамках мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 № 291-п (далее – государственная программа развития промышленности), за счет средств областного бюджета Новосибирской области предусмотрено 166,8 млн рублей.
Государственная поддержка в рамках государственной программы развития промышленности запланирована:
1) по подпрограмме «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области» в объеме 25,1 млн рублей;
2) по подпрограмме «Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области» в объеме 24 млн рублей;
3) по подпрограмме «Развитие медицинской промышленности на территории Новосибирской области» в объеме 5,2 млн рублей.
По состоянию на 1 августа 2023 года государственная поддержка в виде субсидий оказана трем научно-производственным центрам на возмещение части затрат на проведенный комплекс работ по созданию новых материалов, технологий, опытных образцов (опытных партий) инновационной высокотехнологичной продукции на общую сумму 10,4 млн рублей и четырем организациям медицинской промышленности на возмещение части затрат на проведенные доклинические (в том числе технические и/или токсикологические) и/или клинические испытания/исследования медицинских изделий, лекарственных средств и медицинских технологий в объеме2,6 млн рублей.
Некоммерческая организация «Государственный фонд развития промышленности Новосибирской области» (далее – ФРП НСО) предлагает субъектам деятельности в сфере промышленности льготные условия финансирования путем предоставления целевых займов под процентную ставку от 1% до 5% годовых сроком до пяти лет в объеме от 5 млн рублей. На предоставление льготных целевых займов государственной программой развития промышленности предусмотрено 103,6 млн рублей.
За прошедший период 2023 года ФРП НСО промышленным организациям региона предоставлено восемь льготных займов на общую сумму 158,8 млн рублей.
В соответствии с Законом Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» субъектам деятельности в сфере промышленности Новосибирской области предоставлены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет Новосибирской области. Общий объем предоставленных налоговых льгот по итогам I квартала 2023 года составил 1,8 млн рублей.
Одним из важнейших направлений формирования реального сектора экономики является развитие малого и среднего предпринимательства, которое имеет высокую социальную значимость. В 2023 году на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.01.2017 № 14-п, за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, запланировано 471,8 млн рублей. За первое полугодие 2023 года на реализацию мероприятий данной программы направлено 382,5 млн рублей.
На оказание финансовой поддержки в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, запланировано 50 млн рублей. Финансирование данного мероприятия планируется в сентябре 2023 года.
Гранты в форме субсидий социальным предприятиям и молодым предпринимателям будут предоставляться во втором полугодии 2023 года, на данное мероприятие предусмотрено 39,4 млн рублей.
В соответствии с Планом обновлены программы поддержки Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области (далее – Гарантийный фонд) и Микрокредитной компании Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Фонд микрофинансирования).
В 2023 году ставка предоставления микрозаймов составляет 7,5% годовых. За январь – июль 2023 года Фондом микрофинансирования выдано 285 микрозаймов на общую сумму 730,9 млн рублей, в том числе 35 микрозаймов самозанятым гражданам на сумму более 9,2 млн рублей.
Субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим потребность в кредитовании, доступно поручительство Гарантийного фонда. С целью ускорения принятия решения о предоставлении поручительства Гарантийным фондом расширена практика предоставления поручительств на основании скоринговой модели: сумма предоставляемого поручительства увеличена
до 10 млн рублей. За январь – июль 2023 года Гарантийным фондом выданы поручительства 486 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 3 952,4 млн рублей, что позволило привлечь 10 444,8 млн рублей в экономику Новосибирской области.
Одним из действенных инструментов по снижению уровня бедности является предоставление малоимущим гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В рамках реализации социального контракта предусмотрено мероприятие по оказанию финансовой помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Социальный контракт заключается не более чем на 12 месяцев, размер выплаты составляет не более 350 тыс. рублей единовременно в соответствии с бизнес-планом.
Результатом данного мероприятия является регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого в период действия социального контракта и повышение денежных доходов по истечении срока действия социального контракта.
В 2023 году запланировано заключение 1450 социальных контрактов на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
По итогам первого полугодия 2023 года по данному мероприятию заключено 1284 контракта (42,5% – в сельской местности, 57,5% – в городской) на общую сумму 396,3 млн рублей, из них 58% – в семьях с несовершеннолетними детьми.
Самыми востребованными направлениями по организации собственного дела в Новосибирской области являются: сфера красоты (более 37,5%), сфера производства, включая изготовление импортозамещающих товаров (15,5%), сфера автомобильного обслуживания (8%), сфера ремонта (одежда, обувь, оргтехника и иное) (5,5%). В целях поддержки предпринимательских инициатив безработных граждан используется механизм заключения социального контракта и оказания финансовой помощи центрами занятости населения на открытие собственного дела за счет средств областного бюджета Новосибирской области в размере 350 тыс. рублей.
В первом полугодии 2023 года при поддержке государственных учреждений занятости населения собственное дело организовали 1586 безработных граждан, из них: 1037 граждан получили финансовую помощь на открытие собственного дела в рамках механизма социальных контрактов и 124 человека – единовременную финансовую помощь на начало осуществления предпринимательской деятельности.
Особое внимание уделялось трудоустройству граждан с инвалидностью. С этой целью реализуется программа по сопровождению граждан с инвалидностью при трудоустройстве, в рамках которой оказывалась государственная поддержка работодателям, сопровождающим инвалидов при трудоустройстве и организующим социальную занятость инвалидов.
На реализацию мероприятий по организации социальной занятости инвалидов со 2-й и 3-й степенью ограничения способности к трудовой деятельности, в том числе инвалидов молодого возраста, в 2023 году предоставлены субсидии двум социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СОНКО) на сумму 5 879,6 тыс. рублей.
В рамках межведомственного сотрудничества Автономной некоммерческой организацией «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области» (далее – Центр «Мой бизнес») осуществляется оценка всех бизнес-планов граждан, планирующих организовать собственное дело, а также проводится обучение данных граждан правилам и особенностям открытия и ведения бизнеса. Около 85% граждан, заключивших социальные контракты на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, прошли обучение в Центре «Мой бизнес».
В центре «Мой бизнес» работает «горячая линия» консультационной поддержки. С марта 2022 года по телефону «горячей линии» возможно получить консультации по мерам поддержки бизнеса, принятым на федеральном и региональном уровнях в условиях внешнего санкционного давления. За январь — июль 2023 года на «горячую линию» поступило и обработано 11 тыс. звонков.
В целях содействия удовлетворению спроса населения в потребительских товарах, повышению их ценовой и территориальной доступности в рамках мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие торговли на территории Новосибирской области», утвержденной приказом Минпромторга НСО от 04.12.2019 № 386, за счет средств областного бюджета Новосибирской области оказывается государственная поддержка хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность на территории Новосибирской области, в форме предоставления субсидий на компенсацию части транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдаленные села, начиная с 11 километра от районных центров. В 2023 году на предоставление субсидий запланирован 21 млн рублей. За прошедший период 2023 года предоставлено 95 субсидий на общую сумму 15,2 млн рублей.
В рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п, предусмотрены следующие виды поддержки для малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета:
1) грант в форме субсидии «Агростартап»: в 2023 году по данному направлению поддержка должна быть оказана не менее девяти крестьянским (фермерским) хозяйствам на общую сумму 39,18 млн рублей (максимально возможная сумма гранта – 8 млн рублей). Конкурсный отбор проведен 17 марта 2023 года, определены девять победителей отбора, один победитель отказался
от заключения соглашения, заключены соглашения с восемью получателями на сумму 36,21 млн рублей. Повторный отбор получателей гранта «Агростартап» на оставшуюся сумму 2,97 млн рублей проведен 22 июня 2023 года, победитель отбора в нарушение условий предоставления гранта не зарегистрировал крестьянское (фермерское) хозяйство в течение 30 дней с даты подведения итогов отбора. Следующий отбор будет проводиться в сентябре 2023 года;
2) грант в форме субсидии на развитие семейной фермы: в 2023 году по данному направлению поддержка должна быть оказана не менее трем крестьянским (фермерским) хозяйствам на общую сумму 87,7 млн рублей (максимально возможная сумма гранта – 30 млн рублей). Конкурсный отбор проведен 22 марта 2023 года, определены шесть победителей отбора,
один победитель отказался от заключения соглашения, заключены соглашения с пятью получателями на сумму 77,3 млн рублей. Повторный отбор получателей гранта на развитие семейной фермы на оставшуюся сумму 10,4 млн рублей проведен 1 июня 2023 года, определены двое победителей, заключены соглашения. Всего грант на развитие семейной фермы предоставлен семерым получателям на общую сумму 87,7 млн рублей, денежные средства по данному направлению доведены до получателей в полном объеме;
3) грант в форме субсидии на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива: в 2023 году по данному направлению поддержка должна быть оказана одному кооперативу на общую сумму 38,5 млн рублей (максимально возможная сумма гранта 70 млн рублей). По результатам конкурсного отбора, проведенного 22 марта 2023 года, заявки, допущенные к участию в отборе, отсутствовали. Повторный конкурсный отбор проведен 1 июня 2023 года, определен один победитель, заключено соглашение на сумму 38,5 млн рублей. Денежные средства по данному направлению доведены до получателя в полном объеме;
4) субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат, понесенных в текущем финансовом году (в том числе затрат на закупку продукции у членов кооператива, связанных с приобретением и последующим внесением в неделимый фонд сельскохозяйственной техники, специализированного автотранспорта, оборудования для организации хранения, переработки, упаковки, маркировки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции и мобильных торговых объектов для оказания услуг членам сельскохозяйственного потребительского кооператива): в 2023 году по данному направлению поддержка должна быть оказана десяти кооперативам на общую сумму 34,8 млн рублей. Отбор заявок на предоставление субсидии на возмещение части затрат за IV квартал 2022 года завершен 21 марта 2023 года, субсидия предоставлена троим получателям на общую сумму 3,03 млн рублей.
Отбор заявок на предоставление субсидии на возмещение части затрат за I квартал 2023 года завершен 15 мая 2023 года. Субсидия предоставлена шести кооперативам на общую сумму 23,37 млн рублей.
Прием документов на участие в отборе получателей субсидии на возмещение затрат за II квартал 2023 года осуществляется с 31 июля по 11 августа 2023 года. Нераспределенный остаток субсидии составляет 8,3 млн рублей.
Общая сумма поддержки по указанным направлениям за 2023 год составляет 200,2 млн рублей.
Кроме того, в Новосибирской области в 2023 году продолжена работа по закупкам товаров, работ и услуг в рамках постановления Правительства Новосибирской области от 21.04.2022 № 173-п «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд Новосибирской области у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
и порядке их осуществления» (опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в сети «Интернет» по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5400202204210003), которым устанавливается перечень случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в целях мобилизационной подготовки и мобилизации в рамках частичной мобилизации, и порядки их осуществления, в дополнение к случаям, установленным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В целях регламентации изменений существенных условий контракта с учетом особенностей, установленных для закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, в 2023 году применяется постановление № 113-п, которым устанавливаются:
возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контракта на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, заключенного до 1 января 2024 года (далее – контракт), если при исполнении контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе в связи с мобилизацией;
порядок принятия решения об изменении существенных условий контракта, в том числе в части увеличения стоимости, изменения порядка и сроков оплаты
по контракту, установления и увеличения авансовых платежей;
возможность установления заказчиками авансовых платежей в размере от 50 до 90% суммы контракта при его казначейском сопровождении и в размере до 50% суммы контракта, финансовое обеспечение которого не подлежит казначейскому сопровождению;
особенности изменений существенных условий контрактов, предметом которых является ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, с учетом увеличения цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении таких контрактов.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2023 № 348 «О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта «а» и подпункта «б» пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году» внесены изменения в постановление № 113-п, а также принято распоряжение Правительства Новосибирской области от 21.03.2023 № 204-рп «Об установлении размеров авансовых платежей при заключении договоров (государственных контрактов) в 2023 году», согласно которым предусмотрена возможность установления заказчиками авансовых платежей в размере до 50% суммы контракта, средства на финансовое обеспечение которых подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
По подпункту «з» пункта 1 Указа.
В целях предоставления в Новосибирской области государственной поддержки СОНКО, осуществляющим деятельность по социальному обслуживанию, социальной поддержке граждан, в 2023 году продолжится работа по:
сохранению объема финансовой поддержки СОНКО;
совместной разработке социальных проектов и программ; включению мероприятий СОНКО в региональные комплексы мер, заявляемые на конкурсные отборы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью создания условий для укрепления материально-технической базы СОНКО и включения представителей СОНКО на бесплатной основе в образовательные мероприятия;
информационной и консультационной поддержке (разъяснению порядка получения выплаты компенсации поставщикам социальных услуг и порядка участия в конкурсных отборах на предоставление субсидий из средств областного бюджета Новосибирской области, проводимых Минтруда НСО, консультированию по вопросам реализации, целевого расходования средств субсидий и подготовки отчетной документации; информированию СОНКО и предоставлению заключения о соответствии качества оказываемых СОНКО общественно полезных услуг установленным критериям для включения в федеральный реестр некоммерческих организаций; консультированию и оказанию методической помощи специалистам СОНКО по вопросам разработки и реализации социальных проектов и программ, внедрения и отработки современных социальных технологий);
оказанию содействия развитию кадрового потенциала СОНКО через повышение квалификации их специалистов и добровольцев; приглашению представителей СОНКО к участию в образовательных, информационно-просветительских мероприятиях, проводимых Минтруда НСО; проведению семинаров, круглых столов, конференций, акций и иных мероприятий по вопросам повышения качества оказываемой помощи, развития межсекторного взаимодействия.
В целом объем средств, предусмотренных на поддержку СОНКО, на 2023 год увеличен по сравнению с 2022 годом более чем на 12% (план 2023 года составляет 121 млн рублей, план 2022 года – 106,3 млн рублей).
По итогам первого полугодия 2023 года освоено 103,6 млн рублей на социальное обслуживание граждан силами СОНКО.
В 2023 году продолжается на постоянной основе методическая, консультационная и финансовая поддержка СОНКО, особенно в период существования экономических санкций.
Министерством региональной политики Новосибирской области (далее – Минрегполитики НСО) подведены итоги конкурса среди ресурсных центров муниципальных районов и городских округов Новосибирской области для предоставления в 2023 году субсидий из областного бюджета Новосибирской области на реализацию программ деятельности, направленных на развитие общественных инициатив и СОНКО. На конкурс были представлены программы ресурсных центров, направленные на развитие институтов гражданского общества в сфере военно-патриотического воспитания граждан. По итогам конкурса 27 СОНКО получили государственную поддержку.
Минрегполитики НСО объявлен конкурс для предоставления в 2023 году грантов в форме субсидий из областного бюджета Новосибирской области СОНКО на реализацию социально значимых проектов по военно-патриотическому воспитанию граждан, направленных на формирование у населения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, а также профессиональных качеств и умений, необходимых при выполнении гражданского долга по защите интересов Родины. Прием заявок осуществлялся до 25 июля 2023 года.
Государственная услуга по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее – государственная услуга) оказывается в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги, утвержденным приказом Минтруда НСО от 30.09.2013 № 497.
За первое полугодие 2023 года государственная услуга оказана 86 безработным гражданам, финансовая поддержка за счет средств областного бюджета Новосибирской области составила 140,1 тыс. рублей.
Внутренняя миграция в рамках оказания государственной услуги осуществлялась в пределах Новосибирской области и, чаще всего, внутри муниципального района.
По подпункту «и» пункта 1 Указа.
На территории Новосибирской области реализуется государственная программа Новосибирской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 27.03.2015 № 110-п, мероприятия которой направлены на обеспечение социально-экономической стабильности и защиты населения в Новосибирской области, в том числе снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в результате подтопления в период весеннего половодья, оказание государственной поддержки добровольным пожарным дружинам с целью стимулирования их работы и обеспечения максимально полного участия в тушении пожаров. Финансирование данной государственной программы Новосибирской области осуществляется в полном объеме.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Новосибирской области от 13.12.2006 № 63-ОЗ «О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера»,
в целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком, и уменьшения последствий при их возникновении, обеспечения защиты населения и объектов экономики от весеннего паводка на территории Новосибирской области в первом полугодии 2023 года велась работа в рамках распоряжения Губернатора Новосибирской области от 28.12.2022
№ 207-р «О мероприятиях по организации пропуска паводковых вод на территории Новосибирской области в 2023 году» (далее – распоряжение № 207-р).
Распоряжением № 207-р определены органы исполнительной власти Новосибирской области, ответственные за мероприятия по подготовке Новосибирской области к паводкоопасному периоду 2023 года. Даны поручения муниципальным образованиям Новосибирской области по подготовке к паводкоопасному периоду.
Во исполнение пункта 2 распоряжения № 207-р приказом министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – Минприроды НСО) от 01.02.2023 № 111-НПА создана межведомственная комиссия по проверке готовности муниципальных образований и организаций к безаварийному пропуску паводковых вод (далее – межведомственная комиссия), утверждены положение и состав комиссии.
Минприроды НСО 21 февраля 2023 года утвержден план проверки муниципальных образований по готовности к пропуску паводковых вод на территории Новосибирской области в 2023 году (далее – план). План согласован 21 февраля 2023 года с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области. В соответствии с планом комиссией проведена проверка всех 12 паводкоопасных муниципальных районов и одного городского округа по готовности к пропуску паводковых вод в 2023 году.
В соответствии с актом проверки готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальной подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенных на территории Новосибирской области, к действиям по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2023 года Новосибирская область оценена как «готов к выполнению по предназначению» в паводкоопасный период 2023 года.
В рамках подготовки к пожароопасному сезону 2023 года на территории Новосибирской области проведен комплекс мероприятий, направленных на недопущение возникновения и распространения лесных пожаров в 2023 году.
Разработаны и утверждены планы тушения лесных пожаров на территориях 26 лесничеств Новосибирской области. 16 марта 2023 года Губернатором Новосибирской области утвержден сводный план тушения лесных пожаров на территории Новосибирской области на 2023 год (далее – сводный план).
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 14.04.2023 № 68 «Об установлении начала пожароопасного сезона на территории Новосибирской области в 2023 году» (опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в сети «Интернет» по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5400202304140004) установлено начало пожароопасного сезона на территории Новосибирской области с 17 апреля 2023 года.
С начала 2023 года информационной системой дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз) зафиксировано 2342 термических точки на общей площади 1 262,6 тыс. га. Проведенный анализ показывает, что наибольшее количество термических точек возникло на землях иных категорий (в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, землях муниципальных образований), не покрытых лесной растительностью.
С начала пожароопасного сезона (с 17 апреля 2023 года) на территории Новосибирской области возникло 376 лесных пожаров на общей площади 32221,18 га, в том числе на покрытой лесом площади 2030,68 га. Средняя площадь одного лесного пожара составила 8,56 га.
Основными причинами возникновения лесных пожаров явились:
переход с земель иных категорий (земли сельскохозяйственного назначения, муниципальных образований, линейных объектов и иные) – 221 пожар на общей площади 1348,73 га (58,8% от общего количества возникших пожаров);
вина местного населения – 137 пожаров на общей площади 975,45 га (36,4% от общего количества возникших пожаров).
В соответствии с планами тушения и сводным планом тушения лесных пожаров организовано своевременное наращивание сил и средств пожаротушения на ликвидацию лесных пожаров. Всего с начала пожароопасного сезона (с 17 апреля 2023 года) на тушение пожаров задействованы 3187 человек и 895 единиц техники.
Силы и средства привлекались в соответствии с Порядком привлечения и использования лесопожарных формирований, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, иных организаций и лиц, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах (приложение к сводному плану тушения лесных пожаров на территории Новосибирской области на период пожароопасного сезона 2023 года, утвержденному Губернатором Новосибирской области 16 марта 2023 года).
Ликвидация пожара в течение суток с момента обнаружения составила 99,7%.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 24.04.2023 № 169-п «Об установлении особого противопожарного режима на территории Новосибирской области» (опубликовано на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в сети «Интернет» по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/document/5400202304240004) в период с 24 апреля
по 22 мая 2023 года на территории Новосибирской области был установлен особый противопожарный режим, включающий в себя дополнительные требования пожарной безопасности, а именно запрет на посещение гражданами лесов, кроме случаев, связанных с использованием лесов на основании заключенных государственных контрактов, договоров аренды участков лесного фонда, выполнением определенных видов работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах в рамках государственных заданий, проездом и пребыванием в оздоровительных учреждениях, туристических базах и базах отдыха, осуществлением мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Организовано дежурство ответственных лиц в Минприроды НСО при лесничествах, в офисах лиц, заключивших государственные контракты
и исполняющих обязательства по доведенным государственным заданиям на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, а также арендаторов лесных участков.
На территории Новосибирской области осуществляется авиационное и наземное патрулирование. С 17 апреля 2023 года в ходе авиационного патрулирования выявлено 532 возгорания на площади 34,8 тыс. га. Налет воздушных судов составил 603 часа 35 минут. В ходе наземного мониторинга произведено 982 выезда, обследовано 445,9 тыс. га, обнаружено
165 возгораний. Перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов и объектов экономики, а также возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, не допущено.
Приняты меры по увеличению наземного патрулирования лесов, при этом особое внимание уделено местам пребывания местного населения.
По лесничествам Новосибирской области проведено 5694 контрольно-проверочных мероприятия, в том числе совместных с органами Министерства внутренних дел Российской Федерации – 139, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – 45, прокуратурой Новосибирской области – 23.
За нарушение правил пожарной безопасности в лесах по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлены административные протоколы на 60 лиц, в том числе в отношении 51 гражданина и девяти должностных лиц. Наложено штрафов на сумму 355 тыс. рублей, взыскано 85 тыс. рублей.
В прокуратуру Новосибирской области для принятия мер прокурорского реагирования направлены 188 материалов о нарушении обязательных требований лесного законодательства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области. За нарушение пункта 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 (за неочистку собственниками земель от сухой травянистой растительности территорий, прилегающих к лесу), составлено 14 административных протоколов. Направлены материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, связанных с пожарами с причиненным ущербом. Возбуждено четыре уголовных дела по части 1 статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По состоянию на 1 августа 2023 года проводятся профилактические визиты по профилактике нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Работа ведется во исполнении пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации»
Правительство Новосибирской области