Почему в Сибирском доме мух хоронят, или Осенние праздники и обряды Западной Сибири
Вот уже пятый год Центр традиционной культуры «Сибирский Дом», проводит занятия по традиционной культуре. Такие занятия предполагают возрождение и формирование у детей семейных ценностей, патриотического отношения к своей стране, бережного отношения к своей культуре, уважительного отношения к традициям своего народа, что тесно связано с православным и народным календарями. В осенний период проходят мероприятия, посвящённые праздникам и обрядам этого времени года. Как правило, это информационные часы «Симеон Летопроводец», «Рождество Богородицы», обрядовые праздники «Похороны мух» и «Семёнов день».
«Похороны мух» – обряд, который особенно полюбился детям. Об этом и о других обрядах и праздниках осеннего периода мы решили вам рассказать.
Праздник Симеона Столпника в церковном календаре праздновали 1 сентября (до 1700 года этот день был началом нового года), по новому стилю – 14 сентября. Симеон Столпник долгое время был монахом, потом уединился в сирийскую пустыню, построив столп в несколько метров высотой, он поселился на нём, лишив себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днём и ночью, в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге.
Ничто земное не могло сломить его силу духа, и в награду за подвиг Господь наградил преподобного даром исцеления и предвидения будущего, а также благословил на долгую столетнюю жизнь и служение людям. Недаром православная церковь во время богослужения называет святого «небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной».
К Семёнову дню убирался яровой хлеб. «Коли на Семён-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь». К этому же сроку заканчивали посев озимой ржи – «Семён-день и семена долой».
С праздником Семёнова дня связан обряд обновления домашнего огня. Вечером накануне праздника хозяин с хозяйкой гасили в доме весь огонь, за исключением лампады перед иконами в красном углу. Печь вычищалась, и в ней укладывались дрова. Рано утром хозяин с молитвой и поклоном зажигал от лампады лучину, от которой затем хозяйка растапливала печь. С этого момента огонь в доме не гасился до Чистого четверга.
Ещё один интересный обряд этого периода известен в Сибири в семьях казаков и чалдонов. В Семёнов день после окончания праздничной литургии и молебна, мальчиков на четвёртом году жизни сажали на коня. Обряд «сажания на коня» символизировал собой переход мальчика из-под материнской опеки в руки отца и начало мужского воспитания. После возвращения из храма мать выводила сына на крыльцо и передавала его в руки крёстного, он сажал мальчика на коня и обвозил его вокруг всего двора. Затем крёстный снимал мальчика с коня и отдавал его в руки отцу с пожеланием «чтобы добрый хозяин рос». Крёстный и крёстная одаривали крестника, а родители устраивали угощение. После посажения на коня мальчик начинал выезжать в поле с отцом и мог выходить на зачин кулачных боев.
После обеда Семёнова дня дети разыгрывали целое импровизированное представление похорон комаров и мух. «Похороны мух» – древнейший обрядовый праздник, в основном для детей. Долгое время люди считали, что комары и мухи прилетели, чтобы помочь своим родственникам в сельскохозяйственных работах, а после их окончания люди хоронили насекомых, чтобы проводить души своих покойных родичей обратно в мир иной.
Позже обряд стали считать шутовским. Для этого обряда делали гробики из овощей: свёклы, моркови, репы, в которые складывали пойманных мух и комаров. Затем организовывались целые процессии из детей и молодых девушек, которые с пением специальных «комариных» песен совершали похороны комаров и мух.
Песня «Комар шуточку шутил»
Комар шуточку шутил, себе ножку повредил
Ненароком, ненароком.
Комариха подбегала, по суставчикам складала,
Наплутала, наплутала.
Тут комарик встрепенулся да на ножку оглянулся,
Рассердился, рассердился.
Ты, родная, оглазела, кусок ножки куда дела,
Ой, комарик, ой, сударик!
Комару-то – горе, горе, комарихе – горе вдвое:
Муж – калека, ой, без ноги-то.
Надо лекаря искать да комарика спасать
Поскорее, поживее.
После таких «похорон» дети и молодёжь устраивали различные игры и хороводы, а после устраивали шутовские поминки. Проводили его после Семёнова дня и до рождества Богородицы (21 сентября). Этот период в народе называли «бабьим летом» тогда же начинался сезон свадеб, а на праздничном обряде девушки надевали лучшие наряды, тогда же проходили смотрины невест.
Праздник Рождества Богородицы ещё называли осенинами, он считался праздником женщин и воинов. После праздничной литургии девушки и молодые женщины, взяв свежеиспечённые караваи, булки или блины из овсяной муки, шли на берег реки или озера «осень встречать». На берегу угощения делились между женщинами, которые часть их съедали, а часть уносили домой и скармливали домашнему скоту. После вождения хороводов девушки и женщины возвращались в деревню.
В исторической памяти русского народа праздник Рождества Богородицы тесно связан с победой русского войска на Куликовском поле. С этим были связаны рекрутские традиции, так как после Рождества Богородицы начинался набор в армию молодых рекрутов. В городах, где размещались воинские части, в этот день совершалось освящение воинских знамен и боевого оружия.
После праздника Рождества Богородицы начинались всеобщие капустники – «помочи» по заготовке капусты на зиму.
Как правило, в Сибирском доме капустные вечёрки проходят в конце октября, после первых морозов. О капустной вечёрке, кузьминках и празднике Покрова Пресвятой Богородицы расскажем в следующий раз.
Центр традиционной культуры «Сибирский Дом»