Звонок от сотрудника службы безопасности банка или «самого главного следователя по особо важным экономическим преступлениям» – популярная схема обмана доверчивых россиян, которую многие, кажется, научились распознавать с первых слов звонящего.
А вот звонок с сервиса Госуслуг, после которого вы узнаете о смене номера телефона, – относительно новая разработка злоумышленников.
Портал Госуслуг содержит массу личной информации о зарегистрированных пользователях: данные паспорта, СНИЛСа, ИНН, поликлинику, к которой прикреплен человек, детский сад, школу и секции, куда ходят его дети.
Это удобно – номера документов всегда под рукой, записаться к врачу можно прямо в приложении, передать показания счетчиков и оплатить коммунальные платежи – из дома или с работы. Всё, что нужно, – доступ в интернет и подтверждённый аккаунт. Но работа с порталом безопасна только при соблюдении простых правил. В противном случае, получив доступ к личному кабинету, мошенники смогут использовать информацию о человеке по своему усмотрению.
Как работают мошенники?
Вам поступает звонок от «сотрудника портала» на телефон или в один из мессенджеров. Звонящий представится по всей форме, обратится к вам по имени и отчеству и сообщит, что прямо сейчас доступ к вашему аккаунту пытаются получить злоумышленники. Но им можно помешать, если знать, как сменить номер телефона на Госуслугах. Собеседник предлагает сделать это прямо сейчас под его чутким руководством.
Откуда у злоумышленников ваш номер? Есть несколько источников, которыми пользуются преступники. Эти сведения могут быть в открытом доступе, например на сайте объявлений или в социальных сетях. Информация может утечь из базы компании или сервиса, если они должным образом не заботятся о сохранности данных клиентов. Источником информации могут стать любые сервисы, где при регистрации оставляют фамилию, имя, отчество и номер телефона.
Как отличить мошенников от сотрудников портала?
Преступники, разрабатывающие новые схемы обмана, – хорошие психологи. Они отлично знают свою роль и пользуются определёнными приёмами для убеждения:
– используют название государственного портала;
– полностью представляются – называют фамилию, имя и отчество. Но вот реальны ли эти данные? Это тяжело проверить во время разговора;
– буквально в первые минуты раскрывают схему, которую используют сами. «Кажется, преступник так делать не будет», – так рассуждает обыватель;
– если сомневаетесь и озвучите это, начинают убеждать, что вы ошибаетесь, а они хотят вам только добра. В подтверждение того, что он действительно представляет Госуслуги, липовый сотрудник портала может назвать данные ваших документов и даже последние действия учётной записи;
– в целом общаются доброжелательно и открыто, но настойчиво. Например, заметив ваши подозрения, злоумышленник тут же старается их мастерски развеять;
– именно поэтому золотое правило разговора с мошенниками – не общаться вовсе: не вступать в переговоры и сразу класть трубку.
! Представители Госуслуг никогда не звонят по собственной инициативе! Даже если вы проходите процедуру восстановления пароля на портале, то код подтверждения поступит исключительно по СМС.
Что случится, если вы попались на уловку мошенников?
Итак, вы поверили, что на том конце действительно сотрудник Госуслуг, и назвали цифры, которые как раз пришли по СМС. Мошенник воспользуется ими, чтобы подтвердить смену телефонного номера, к которому привязан ваш аккаунт. После этого в его распоряжении окажется личный кабинет и вся информация в нём.
Что будет дальше? Злоумышленники могут оформить на ваше имя кредит, передать сведения о документах, финансовом состоянии или месте работы другим преступникам, голосовать с аккаунта на государственных ресурсах, зарегистрировать на ваше имя несколько сим-карт и использовать их для незаконной деятельности. И это далеко не всё – преступники постоянно находят новые способы использовать полученные сведения.
Правила безопасности
Служба поддержки не запрашивает логины, пароли и коды доступа в ваш аккаунт, а сотрудники не звонят первыми. Но если вы всё-таки по неосторожности назвали код подтверждения звонящему, то необходимо сделать следующее:
– как можно быстрее сменить пароль в личном кабинете (убедитесь, что в разделе «Профиль» указан ваш номер и не появилось посторонних сведений);
– проверить надлежаще ли он защищён (подключите подтверждение входа по СМС, используйте контрольный вопрос);
– сообщить в техподдержку портала Госуслуг о подозрительном звонке (воспользуйтесь горячей линией портала, необходимо указать номер телефона, с которого звонили, время и дату, принимают информацию только о звонках, поступивших за последние 30 дней).
При любых звонках главное правило – не торопиться и проверять информацию, прежде чем переводить кому-то деньги, называть пароли, коды или ответ на контрольный вопрос. Если вас торопят, нагнетают панику и говорят, что нужно действовать незамедлительно – это верный признак мошенников!
Граждане, не поддавайтесь на уловки мошенников!
Анастасия РЕБЕНКОВА, заместитель начальника Отдела МВД России по Коченёвскому району – начальник следственного отдела, подполковник юстиции
По итогам 10 месяцев 2024 года туристический поток в Новосибирскую область составил 2,98 млн туристических…
С 2022 по 2024 годы в сельхозпредприятия региона с использованием средств государственной поддержки трудоустроились более…
Губернатор Андрей Травников находится в рабочей командировке в Донецкую Народную республику. В ходе визита он…
Коченёвская центральная библиотека приглашает читателей посетить выставку, посвящённую самому доброму и волшебному празднику. В экспозиции…
Сегодня в ходе проходящей акции «Стоп, мошенник» полицейские провели профилактическую беседу с коллективом и руководителем…
До конца 2024 года жители Новосибирской области могут заключить контракты на военную службу на самых…