Общество

Схема обмана мошенниками, связанная с порталом Госуслуг

Звонок от сотрудника службы безопасности банка или «самого главного следователя по особо важным экономическим преступлениям» – популярная схема обмана доверчивых россиян, которую многие, кажется, научились распознавать с первых слов звонящего.

А вот звонок с сервиса Госуслуг, после которого вы узнаете о смене номера телефона, – относительно новая разработка злоумышленников.

Портал Госуслуг содержит массу личной информации о зарегистрированных пользователях: данные паспорта, СНИЛСа, ИНН, поликлинику, к которой прикреплен человек, детский сад, школу и секции, куда ходят его дети.

Это удобно – номера документов всегда под рукой, записаться к врачу можно прямо в приложении, передать показания счетчиков и оплатить коммунальные платежи – из дома или с работы. Всё, что нужно, – доступ в интернет и подтверждённый аккаунт. Но работа с порталом безопасна только при соблюдении простых правил. В противном случае, получив доступ к личному кабинету, мошенники смогут использовать информацию о человеке по своему усмотрению.

Как работают мошенники?

Вам поступает звонок от «сотрудника портала» на телефон или в один из мессенджеров. Звонящий представится по всей форме, обратится к вам по имени и отчеству и сообщит, что прямо сейчас доступ к вашему аккаунту пытаются получить злоумышленники. Но им можно помешать, если знать, как сменить номер телефона на Госуслугах. Собеседник предлагает сделать это прямо сейчас под его чутким руководством.

Откуда у злоумышленников ваш номер? Есть несколько источников, которыми пользуются преступники. Эти сведения могут быть в открытом доступе, например на сайте объявлений или в социальных сетях. Информация может утечь из базы компании или сервиса, если они должным образом не заботятся о сохранности данных клиентов. Источником информации могут стать любые сервисы, где при регистрации оставляют фамилию, имя, отчество и номер телефона.

Как отличить мошенников от сотрудников портала?

Преступники, разрабатывающие новые схемы обмана, – хорошие психологи. Они отлично знают свою роль и пользуются определёнными приёмами для убеждения:

– используют название государственного портала;

– полностью представляются – называют фамилию, имя и отчество. Но вот реальны ли эти данные? Это тяжело проверить во время разговора;

– буквально в первые минуты раскрывают схему, которую используют сами. «Кажется, преступник так делать не будет», – так рассуждает обыватель;

– если сомневаетесь и озвучите это, начинают убеждать, что вы ошибаетесь, а они хотят вам только добра. В подтверждение того, что он действительно представляет Госуслуги, липовый сотрудник портала может назвать данные ваших документов и даже последние действия учётной записи;

– в целом общаются доброжелательно и открыто, но настойчиво. Например, заметив ваши подозрения, злоумышленник тут же старается их  мастерски развеять;

– именно поэтому золотое правило разговора с мошенниками – не общаться вовсе: не вступать в переговоры и сразу класть трубку.

Что случится, если вы попались на уловку мошенников?

Итак, вы поверили, что на том конце действительно сотрудник Госуслуг, и назвали цифры, которые как раз пришли по СМС. Мошенник воспользуется ими, чтобы подтвердить смену телефонного номера, к которому привязан ваш аккаунт. После этого в его распоряжении окажется личный кабинет и вся информация в нём.

Что будет дальше? Злоумышленники могут оформить на ваше имя кредит, передать сведения о документах, финансовом состоянии или месте работы другим преступникам, голосовать с аккаунта на государственных ресурсах, зарегистрировать на ваше имя несколько сим-карт и использовать их для незаконной деятельности. И это далеко не всё – преступники постоянно находят новые способы использовать полученные сведения.

Правила безопасности

Служба поддержки не запрашивает логины, пароли и коды доступа в ваш аккаунт, а сотрудники не звонят первыми. Но если вы всё-таки по неосторожности назвали код подтверждения звонящему, то необходимо сделать следующее:

как можно быстрее сменить пароль в личном кабинете (убедитесь, что в разделе «Профиль» указан ваш номер и не появилось посторонних сведений);

проверить надлежаще ли он защищён (подключите подтверждение входа по СМС, используйте контрольный вопрос);

сообщить в техподдержку портала Госуслуг о подозрительном звонке (воспользуйтесь горячей линией портала, необходимо указать номер телефона, с которого звонили, время и дату, принимают информацию только о звонках, поступивших за последние 30 дней).

При любых звонках главное правило – не торопиться и проверять информацию, прежде чем переводить кому-то деньги, называть пароли, коды или ответ на контрольный вопрос. Если вас торопят, нагнетают панику и говорят, что нужно действовать незамедлительно – это верный признак мошенников!

Граждане, не поддавайтесь на уловки мошенников!

Анастасия РЕБЕНКОВА, заместитель начальника Отдела МВД России по Коченёвскому району – начальник следственного отдела, подполковник юстиции