Район: день за днём

«Русская Голгофа»: подвиг мученичества и бесстрашное исповедание веры

Коченёвцы уже привыкли к тому, что районный краеведческий музей часто приглашает их на разноплановые выставки, и ждут их анонсов. Точно так же, достаточно подробно, была анонсирована выставка «Русская Голгофа», открытие которой состоялось в последний день октября и было приурочено к определённой дате: с 1991 года в России 30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий.

Наш районный центр – не первый пункт этой передвижной экспозиции, с ней успели познакомиться жители Искитима, Колывани, Оби, и из Коченёво путь по Новосибирской области будет продолжен ровно через месяц, 30 ноября. А сегодня её информационные планшеты размещены в фойе краеведческого музея, раскрывая посетителям события 1917-1921 гг., периода Октябрьской революции и Гражданской войны, в России в общем и в Сибири в частности, связанные с политическими и физическими гонениями священнослужителей и Церкви, подтверждение которым – документы Государственного архива.

Почётными гостями открытия выставки «Русская Голгофа» стали начальник Управления культуры, спорта и молодёжной политики Алла Шрайнер, настоятель храма во имя Архистратига Михаила протоиерей Тимофей Морев, в своём приветственном слове сказавшие о неоднозначном времени начала строительства Советской республики на сломе традиционного многовекового уклада жизни, и преподаватель Новосибирской духовной семинарии Евгений Четверяков, который позже для всех присутствующих проведёт по ней экскурсию.

Так совпало, что авторы выставки протоиерей Игорь Затолокин, руководитель информационно-издательского отдела Искитимской епархии и проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие», и учёный Института истории, сотрудник Госархива Андрей Савин как раз в эти дни были приглашены в Москву для получения награды за свою работу «Русская Голгофа», представленную от региона в рамках создания в Подмосковье, на месте бывшей спецзоны НКВД в Бутово, общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в 20 веке «Русская Голгофа», что говорит о многом. И прежде всего о том, что успешно выполняется её миссия восстановить историческую справедливость путём максимально возможного сохранения для будущих поколений духовных, научных и эстетических ценностей, созданных людьми, погибшими в годы репрессий за веру и Церковь, показать подвиг новомучеников и исповедников в контексте истории 20 века.

Как добавила Марина Смирнова, директор краеведческого музея, «массовые репрессии вошли и в историю Коченёвского района. Так, в мае этого года отцом Тимофеем в музей переданы копии документов 1937 года – судебных решений по обвинению священнослужителей нашего района в контрреволюционной деятельности». Вполне вероятно, не раз звучало предположение от гостей выставки, что в будущем временной период, отражённый в выставке «Русская Голгофа», будет расширен. Так должно быть ради сохранения памяти и невозможности повторения пройденного!

На экскурсии Евгений Четверяков в хронологическом порядке рассказывал о содержании каждого планшета, дополняя некоторыми подробностями, известными ему как преподавателю Духовной семинарии. Стендов достаточно много, на нескольких информация сразу с обеих сторон. И она, прямо сказать, — достаточно болезненная для восприятия, ведь само название выставки «Русская Голгофа» указывает на страдания и смерть. А что ещё могли нести десятилетия политического террора, направленного на борьбу с любым инакомыслием, и в первую очередь с верой в Бога, репрессии против всех слоёв российского общества?!

Как напомнили участникам открытия выставки, «политика террора в целом – это политика устрашения. В широких масштабах террор стал применяться сразу после Октябрьского переворота, ещё до официального объявления красного террора, в отношении крестьянства, буржуазии, церковносвященнослужителей, бывших царских офицеров, интеллигенции. В городах красный террор принял массовый характер с 5 сентября 1918 г. – после убийства председателя Петроградского ВЧК М. С. Урицкого и покушения на В. И. Ленина. Только в ответ на покушение на Ленина Петроградская ВЧК, по официальным данным, расстреляла 500 заложников.

Мартин Лацис, один из главных идеологов «красного террора» и самый ревностный его исполнитель, писал в «Красном Терроре» 1 ноября 1918 г.: «Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действовал словом или делом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, – к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность красного террора».

(Спустя 20 лет сам идеолог был расстрелян своими бывшими соратниками на Бутовском полигоне.)

После этого стоит ли удивляться, как много ни в чём не повинных людей попало под безжалостные жернова красного террора, когда их убивали просто за происхождение, за профессию?!

О том, как нарастал этот «вал», обагряя территории России начала 20 века кровью своих жертв, среди которых было огромное количество священнослужителей, в ёмкой форме и рассказывают разделы новой выставки краеведческого музея «Русская Голгофа»: «В начале», «Церковь и  новая власть», «Первомученики Российские», «Православные братства», «Стояние за веру», «Мученический венец царской семьи», «Мученики красного террора», «Документы свидетельствуют», «Семейное подвижничество», «Стояние за веру», «Церковь и Гражданская война в Сибири», «Церковь в Сибири в первые годы советской власти».

«Но, с духовной точки зрения, эти годы были героической эпохой борьбы за сохранение свободы духа, сохранение образа Божия в человеке, сохранение чистоты веры, – говорится
в посвящении к выставке. – Русская Православная Церковь с честью выдержала это жестокое испытание. Противоборствуя духу злобы «оружием мира», православные христиане дали свой ответ подвигом мученичества и бесстрашным исповеданием веры».

Среди прозвучавших после завершения экскурсии вопросов, обращённых к Е. Н. Четверякову, был и вопрос протоиерея Тимофея Морева: «Можно ли провести некие параллели гонений того периода на священнослужителей с теми, которые ведутся сейчас в Украине её неонацистами на Русскую Православную Церковь?» Безусловно, есть исторические уроки, и жаль, что неонацисты их не усвоили в своём рвении разрушить всё и вся.

Общероссийский проект «Русская Голгофа», и документальная выставка в его рамках, – свидетельство прямо противоположного отношения нашего народа к историческому наследию.

Ольга ЖИГАЛОВА

Фото автора.

(Выставка организована при поддержке Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви, исторического парка «Россия – моя история», прихода храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове, депутата ГД РФ Иванинского Олега Ивановича, генерального директора АО «Маслодельный комбинат Чановский» Игумного Дмитрия Владимировича.)

admin

Recent Posts

СООБЩИ, ГДЕ ТОГРУЮТ СМЕРТЬЮ

С 24 марта по 4 апреля 2025 года проводится Общероссийская акция «Сообщи, где торгуют смертью».…

9 часов ago

«Весне все возрасты покорны!»

И снова март стучит в стекло Улыбкой солнца молодою. Семь крепких дней всего прошло, А…

17 часов ago

Путь к Победе

Советский солдат не просто освободил родную землю от гитлеровцев – он дал возможность выжить и…

21 час ago

Жителей Новосибирской области приглашают к участию в конкурсе проектов по развитию российских городов и сел «Моя страна – моя Россия»

Стартовал новый сезон Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна…

2 дня ago

Астропрогноз

ОВЕН (21.03-20.04). Ваш круг общения значительно расширится. Чтобы не стать жертвой обмана будьте внимательнее и…

2 дня ago

Более 1300 Губернаторских реабилитационных сертификатов для участников СВО выдано в Новосибирской области за 2 года

Губернаторскому проекту «Реабилитационный сертификат для участников специальной военной операции, получивших ранение» – 2 года. Количество…

2 дня ago