Район: день за днём

«Русская Голгофа»: подвиг мученичества и бесстрашное исповедание веры

Коченёвцы уже привыкли к тому, что районный краеведческий музей часто приглашает их на разноплановые выставки, и ждут их анонсов. Точно так же, достаточно подробно, была анонсирована выставка «Русская Голгофа», открытие которой состоялось в последний день октября и было приурочено к определённой дате: с 1991 года в России 30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий.

Наш районный центр – не первый пункт этой передвижной экспозиции, с ней успели познакомиться жители Искитима, Колывани, Оби, и из Коченёво путь по Новосибирской области будет продолжен ровно через месяц, 30 ноября. А сегодня её информационные планшеты размещены в фойе краеведческого музея, раскрывая посетителям события 1917-1921 гг., периода Октябрьской революции и Гражданской войны, в России в общем и в Сибири в частности, связанные с политическими и физическими гонениями священнослужителей и Церкви, подтверждение которым – документы Государственного архива.

Почётными гостями открытия выставки «Русская Голгофа» стали начальник Управления культуры, спорта и молодёжной политики Алла Шрайнер, настоятель храма во имя Архистратига Михаила протоиерей Тимофей Морев, в своём приветственном слове сказавшие о неоднозначном времени начала строительства Советской республики на сломе традиционного многовекового уклада жизни, и преподаватель Новосибирской духовной семинарии Евгений Четверяков, который позже для всех присутствующих проведёт по ней экскурсию.

Так совпало, что авторы выставки протоиерей Игорь Затолокин, руководитель информационно-издательского отдела Искитимской епархии и проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие», и учёный Института истории, сотрудник Госархива Андрей Савин как раз в эти дни были приглашены в Москву для получения награды за свою работу «Русская Голгофа», представленную от региона в рамках создания в Подмосковье, на месте бывшей спецзоны НКВД в Бутово, общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в 20 веке «Русская Голгофа», что говорит о многом. И прежде всего о том, что успешно выполняется её миссия восстановить историческую справедливость путём максимально возможного сохранения для будущих поколений духовных, научных и эстетических ценностей, созданных людьми, погибшими в годы репрессий за веру и Церковь, показать подвиг новомучеников и исповедников в контексте истории 20 века.

Как добавила Марина Смирнова, директор краеведческого музея, «массовые репрессии вошли и в историю Коченёвского района. Так, в мае этого года отцом Тимофеем в музей переданы копии документов 1937 года – судебных решений по обвинению священнослужителей нашего района в контрреволюционной деятельности». Вполне вероятно, не раз звучало предположение от гостей выставки, что в будущем временной период, отражённый в выставке «Русская Голгофа», будет расширен. Так должно быть ради сохранения памяти и невозможности повторения пройденного!

На экскурсии Евгений Четверяков в хронологическом порядке рассказывал о содержании каждого планшета, дополняя некоторыми подробностями, известными ему как преподавателю Духовной семинарии. Стендов достаточно много, на нескольких информация сразу с обеих сторон. И она, прямо сказать, — достаточно болезненная для восприятия, ведь само название выставки «Русская Голгофа» указывает на страдания и смерть. А что ещё могли нести десятилетия политического террора, направленного на борьбу с любым инакомыслием, и в первую очередь с верой в Бога, репрессии против всех слоёв российского общества?!

Как напомнили участникам открытия выставки, «политика террора в целом – это политика устрашения. В широких масштабах террор стал применяться сразу после Октябрьского переворота, ещё до официального объявления красного террора, в отношении крестьянства, буржуазии, церковносвященнослужителей, бывших царских офицеров, интеллигенции. В городах красный террор принял массовый характер с 5 сентября 1918 г. – после убийства председателя Петроградского ВЧК М. С. Урицкого и покушения на В. И. Ленина. Только в ответ на покушение на Ленина Петроградская ВЧК, по официальным данным, расстреляла 500 заложников.

Мартин Лацис, один из главных идеологов «красного террора» и самый ревностный его исполнитель, писал в «Красном Терроре» 1 ноября 1918 г.: «Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действовал словом или делом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, – к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность красного террора».

(Спустя 20 лет сам идеолог был расстрелян своими бывшими соратниками на Бутовском полигоне.)

После этого стоит ли удивляться, как много ни в чём не повинных людей попало под безжалостные жернова красного террора, когда их убивали просто за происхождение, за профессию?!

О том, как нарастал этот «вал», обагряя территории России начала 20 века кровью своих жертв, среди которых было огромное количество священнослужителей, в ёмкой форме и рассказывают разделы новой выставки краеведческого музея «Русская Голгофа»: «В начале», «Церковь и  новая власть», «Первомученики Российские», «Православные братства», «Стояние за веру», «Мученический венец царской семьи», «Мученики красного террора», «Документы свидетельствуют», «Семейное подвижничество», «Стояние за веру», «Церковь и Гражданская война в Сибири», «Церковь в Сибири в первые годы советской власти».

«Но, с духовной точки зрения, эти годы были героической эпохой борьбы за сохранение свободы духа, сохранение образа Божия в человеке, сохранение чистоты веры, – говорится
в посвящении к выставке. – Русская Православная Церковь с честью выдержала это жестокое испытание. Противоборствуя духу злобы «оружием мира», православные христиане дали свой ответ подвигом мученичества и бесстрашным исповеданием веры».

Среди прозвучавших после завершения экскурсии вопросов, обращённых к Е. Н. Четверякову, был и вопрос протоиерея Тимофея Морева: «Можно ли провести некие параллели гонений того периода на священнослужителей с теми, которые ведутся сейчас в Украине её неонацистами на Русскую Православную Церковь?» Безусловно, есть исторические уроки, и жаль, что неонацисты их не усвоили в своём рвении разрушить всё и вся.

Общероссийский проект «Русская Голгофа», и документальная выставка в его рамках, – свидетельство прямо противоположного отношения нашего народа к историческому наследию.

Ольга ЖИГАЛОВА

Фото автора.

(Выставка организована при поддержке Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви, исторического парка «Россия – моя история», прихода храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове, депутата ГД РФ Иванинского Олега Ивановича, генерального директора АО «Маслодельный комбинат Чановский» Игумного Дмитрия Владимировича.)

admin

Recent Posts

ВАРМСУ стала опорой для развития российских муниципалитетов

Эксперты страны подвели итоги работы Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления на площадке ВЭБ.РФ в рамках…

18 часов ago

Осенняя мастерская

За окном уже предзимний ноябрь. Поздняя осень. А обучающиеся Детской школы искусств продолжают творить. Второй…

1 день ago

В Движении Первых главные – Первые!

Проводим большой опрос участников Движения, студентов, их наставников, педагогов и родителей. Несколько минут и простые,…

2 дня ago

Помогает ли алкоголь сохранить душевный комфорт? Отвечает врач.

О том, как алкоголь влияет на нейромедиаторы и настроение, в неделю сохранения душевного комфорта рассказывает…

2 дня ago

Танцы высокого уровня

Юные коченёвцы показали высокий уровень Хип-хопа в Санкт-Петербурге, где проходил VII Международный Чемпионат по хореографическому…

2 дня ago

Андрей Травников награждён Орденом Александра Невского

Высокую награду главе Новосибирской области вручили в Кремле 7 ноября. Об этом на своей странице…

3 дня ago