Коченёвцы уже привыкли к тому, что районный краеведческий музей часто приглашает их на разноплановые выставки, и ждут их анонсов. Точно так же, достаточно подробно, была анонсирована выставка «Русская Голгофа», открытие которой состоялось в последний день октября и было приурочено к определённой дате: с 1991 года в России 30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий.
Наш районный центр – не первый пункт этой передвижной экспозиции, с ней успели познакомиться жители Искитима, Колывани, Оби, и из Коченёво путь по Новосибирской области будет продолжен ровно через месяц, 30 ноября. А сегодня её информационные планшеты размещены в фойе краеведческого музея, раскрывая посетителям события 1917-1921 гг., периода Октябрьской революции и Гражданской войны, в России в общем и в Сибири в частности, связанные с политическими и физическими гонениями священнослужителей и Церкви, подтверждение которым – документы Государственного архива.
Почётными гостями открытия выставки «Русская Голгофа» стали начальник Управления культуры, спорта и молодёжной политики Алла Шрайнер, настоятель храма во имя Архистратига Михаила протоиерей Тимофей Морев, в своём приветственном слове сказавшие о неоднозначном времени начала строительства Советской республики на сломе традиционного многовекового уклада жизни, и преподаватель Новосибирской духовной семинарии Евгений Четверяков, который позже для всех присутствующих проведёт по ней экскурсию.
Так совпало, что авторы выставки протоиерей Игорь Затолокин, руководитель информационно-издательского отдела Искитимской епархии и проекта Новосибирской митрополии «Сохраним наследие», и учёный Института истории, сотрудник Госархива Андрей Савин как раз в эти дни были приглашены в Москву для получения награды за свою работу «Русская Голгофа», представленную от региона в рамках создания в Подмосковье, на месте бывшей спецзоны НКВД в Бутово, общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в 20 веке «Русская Голгофа», что говорит о многом. И прежде всего о том, что успешно выполняется её миссия восстановить историческую справедливость путём максимально возможного сохранения для будущих поколений духовных, научных и эстетических ценностей, созданных людьми, погибшими в годы репрессий за веру и Церковь, показать подвиг новомучеников и исповедников в контексте истории 20 века.
Как добавила Марина Смирнова, директор краеведческого музея, «массовые репрессии вошли и в историю Коченёвского района. Так, в мае этого года отцом Тимофеем в музей переданы копии документов 1937 года – судебных решений по обвинению священнослужителей нашего района в контрреволюционной деятельности». Вполне вероятно, не раз звучало предположение от гостей выставки, что в будущем временной период, отражённый в выставке «Русская Голгофа», будет расширен. Так должно быть ради сохранения памяти и невозможности повторения пройденного!
На экскурсии Евгений Четверяков в хронологическом порядке рассказывал о содержании каждого планшета, дополняя некоторыми подробностями, известными ему как преподавателю Духовной семинарии. Стендов достаточно много, на нескольких информация сразу с обеих сторон. И она, прямо сказать, — достаточно болезненная для восприятия, ведь само название выставки «Русская Голгофа» указывает на страдания и смерть. А что ещё могли нести десятилетия политического террора, направленного на борьбу с любым инакомыслием, и в первую очередь с верой в Бога, репрессии против всех слоёв российского общества?!
Как напомнили участникам открытия выставки, «политика террора в целом – это политика устрашения. В широких масштабах террор стал применяться сразу после Октябрьского переворота, ещё до официального объявления красного террора, в отношении крестьянства, буржуазии, церковносвященнослужителей, бывших царских офицеров, интеллигенции. В городах красный террор принял массовый характер с 5 сентября 1918 г. – после убийства председателя Петроградского ВЧК М. С. Урицкого и покушения на В. И. Ленина. Только в ответ на покушение на Ленина Петроградская ВЧК, по официальным данным, расстреляла 500 заложников.
Мартин Лацис, один из главных идеологов «красного террора» и самый ревностный его исполнитель, писал в «Красном Терроре» 1 ноября 1918 г.: «Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действовал словом или делом против советской власти. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, – к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность красного террора».
(Спустя 20 лет сам идеолог был расстрелян своими бывшими соратниками на Бутовском полигоне.)
После этого стоит ли удивляться, как много ни в чём не повинных людей попало под безжалостные жернова красного террора, когда их убивали просто за происхождение, за профессию?!
О том, как нарастал этот «вал», обагряя территории России начала 20 века кровью своих жертв, среди которых было огромное количество священнослужителей, в ёмкой форме и рассказывают разделы новой выставки краеведческого музея «Русская Голгофа»: «В начале», «Церковь и новая власть», «Первомученики Российские», «Православные братства», «Стояние за веру», «Мученический венец царской семьи», «Мученики красного террора», «Документы свидетельствуют», «Семейное подвижничество», «Стояние за веру», «Церковь и Гражданская война в Сибири», «Церковь в Сибири в первые годы советской власти».
«Но, с духовной точки зрения, эти годы были героической эпохой борьбы за сохранение свободы духа, сохранение образа Божия в человеке, сохранение чистоты веры, – говорится
в посвящении к выставке. – Русская Православная Церковь с честью выдержала это жестокое испытание. Противоборствуя духу злобы «оружием мира», православные христиане дали свой ответ подвигом мученичества и бесстрашным исповеданием веры».
Среди прозвучавших после завершения экскурсии вопросов, обращённых к Е. Н. Четверякову, был и вопрос протоиерея Тимофея Морева: «Можно ли провести некие параллели гонений того периода на священнослужителей с теми, которые ведутся сейчас в Украине её неонацистами на Русскую Православную Церковь?» Безусловно, есть исторические уроки, и жаль, что неонацисты их не усвоили в своём рвении разрушить всё и вся.
Общероссийский проект «Русская Голгофа», и документальная выставка в его рамках, – свидетельство прямо противоположного отношения нашего народа к историческому наследию.
Ольга ЖИГАЛОВА
Фото автора.
(Выставка организована при поддержке Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви, исторического парка «Россия – моя история», прихода храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове, депутата ГД РФ Иванинского Олега Ивановича, генерального директора АО «Маслодельный комбинат Чановский» Игумного Дмитрия Владимировича.)
Эксперты страны подвели итоги работы Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления на площадке ВЭБ.РФ в рамках…
За окном уже предзимний ноябрь. Поздняя осень. А обучающиеся Детской школы искусств продолжают творить. Второй…
Проводим большой опрос участников Движения, студентов, их наставников, педагогов и родителей. Несколько минут и простые,…
О том, как алкоголь влияет на нейромедиаторы и настроение, в неделю сохранения душевного комфорта рассказывает…
Юные коченёвцы показали высокий уровень Хип-хопа в Санкт-Петербурге, где проходил VII Международный Чемпионат по хореографическому…
Высокую награду главе Новосибирской области вручили в Кремле 7 ноября. Об этом на своей странице…