Коченёвский краеведческий музей вновь принимает передвижную выставку «Русская Голгофа», после того как в октябре-ноябре 2024-го его посетители ознакомились с первой частью экспозиции, получив представление о событиях 1917-1921 годов, периода Октябрьской революции и Гражданской войны, связанных с политическими и физическими гонениями Церкви и её священнослужителей («КВ» от 7 ноября 2024 г., материал «Русская Голгофа»: подвиг мученичества и бесстрашное исповедание веры»). Тогда информационные планшеты показали общую картину по России, и по Сибири в частности, которая в историческом контексте имеет название «красный террор».
Предваряя открытие второй части экспозиции, раскрывающей события периода 1922-1925 годов, директор музея Марина Смирнова напомнила, что « название выставки – это метафора, уподобляющая страдания России и русского народа крестным страданиям Христа на Голгофе, образ «распятой «России». Речь здесь идёт о подвиге новомучеников и исповедников российских 20 века, о сложном положении Русской Церкви в рассматриваемые 1917-1925 годы. А почётные гости мероприятия Ольга Пучкова, заместитель Главы Коченёвского района, и протоиерей Тимофей Морев, настоятель храма во имя Архистратига Михаила, обращаясь к слушателям – ученикам 10 класса Коченёвской средней школы № 13, привлекли внимание ребят к тому, что осуществляемый совместно с учёным Института истории, сотрудником Госархива Андреем Савиным проект Новосибирской митрополии «Сохраним наследие» (в рамках Общероссийского проекта «Русская Голгофа») – это дань уважения истории нашего государства и толчок к тому, чтобы знакомиться с её новыми страницами, пусть даже такими тяжёлыми и неоднозначными. Как сказала Ольга Анатольевна, «прежде всего хочется выразить слова благодарности за этот огромный труд. Требовалось не просто сделать, а осмыслить и донести до сознания, а вам, ребята, – принять и понять!»
Высказанная признательность адресовалась в том числе второму автору выставки «Русская Голгофа» – протоиерею Игорю Затолокину, руководителю информационно-издательского отдела Искитимской епархии, который смог приехать в Коченёво на её открытие, взяв на себя роль экскурсовода.
О чём же был его рассказ? В центре содержательного повествования – личность Патриарха Тихона, который был возведён в этот высокий сан на рубеже 1917/18 годов, получив вместе с ним огромную ответственность за Церковь на изломе общественной формации (стенды «Защита церковных святынь», «Первоисповедник»). Красный террор, когда людей убивали просто за их происхождение и принадлежность к социальному классу, за профессию, был, можно сказать, усилен «обновленческим» расколом в среде священнослужителей (стенды «Против раскола» и «За единую и истинную Церковь») и принудительным изъятием ценностей из храмов.
Предлогом для последнего послужил страшный голод в Поволжье в 1921 году, как следствие Гражданской войны, проводимой продразвёрстки и сильной засухи: в 34-х губерниях от него страдало 20 миллионов человек (около 1 млн скончались). И хотя в августе 1921-го Патриархом Тихоном был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим, действующий одновременно с государственным Помголом, а в феврале 1922-го он призвал верующих жертвовать для помощи голодающим даже церковные украшения, не имеющие богослужебного употребления, – в печати Церковь активно обвиняли в глухоте к народному бедствию. И следом, в том же феврале, ВЦИК издал Декрет об изъятии в месячный срок у групп верующих всех религий драгоценных предметов и передаче их в Наркомфин с назначением в фонд помощи голодающим.
В ответ Патриарх выпустил специальное обращение к православным верующим, в котором подтвердил готовность Церкви помогать голодающим всеми доступными ей средствами, но резко осудил изъятие священных предметов как святотатство, поскольку это воспрещается канонами вселенской Церкви.
Как и следовало ожидать, процесс изъятия не уложился в один месяц – в ходе этой кампании было отмечено 1414 столкновений представителей Церкви и государства, вплоть до расстрела чекистами препятствующих входу в храм из пулемётов (стенды «Московские процессы», «Изъятие церковных ценностей в Петрограде», «Петроградский процесс», «Шуйское дело»).
Есть ещё один знаковый момент, уточнил протоиерей Игорь Затолокин: печально известный ГУЛАГ начался с Соловков, где в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) погибали в заключении осуждённые за сопротивление изъятию церковных священных предметов священнослужители и прихожане (стенд «В ссылках и тюрьмах»).
Особый интерес представляют завершающие вторую часть выставки «Русская Голгофа» два стенда под названием «Церковь в Сибири в первые годы Советской власти».
…Начиная с 2020 года первая часть выставки была показана, при поддержке Президентского фонда, в более чем 30-и городах России; безусловно – во всех районах Новосибирской области. В 2025 году был дан старт экспонированию по НСО второй части выставки, которая, будучи открытой в Коченёвском районе 11 февраля 2026-го, задержится в нашем краеведческом музее на месяц. Как поделился планами один из её авторов протоиерей Игорь Затолокин, следующим этапом для исследования станет Русская Церковь в 1925-1932 (возможно, – 1937) годах. А в музее на память об этой встрече остались переданные им несколько тематических изданий.
Ольга Жигалова
Фото автора.
Тарифы на свет, тепло, воду и газ в регионах проверят. Об этом сообщила Федеральная антимонопольная…
В школах Коченёвского района прошёл День дорожной безопасности, в ходе которого полицейские посетили образовательные организации…
Масленица, или проводы зимы, считаются одним из долгожданных праздников. На протяжении недели принято устраивать весёлые…
Забыли отменить платную подписку на онлайн-кинотеатр, музыку или игры – и с карты списывают деньги?…
Официальное переименование Новониколаевска в Новосибирск состоялось 12 февраля 1926 года. Вопрос о выборе нового имени…
В рабочем посёлке Ордынское состоялся финальный этап турнира «Время пЕРвых» среди местных отделений Новосибирского регионального…