Они встречают рассветы, находясь в дороге
В этом году 29 октября свой профессиональный праздник отмечают работники автомобильного и городского пассажирского транспорта, который уже много лет является и общенародным, поэтому его стали называть ещё и Днём автомобилиста.
Человек за рулём автомобиля автоматически наделяется колоссальной ответственностью. Нельзя смотреть просто вперёд и ехать как вздумается. Водитель отвечает буквально за всё, что происходит в достаточно широком радиусе следования управляемого им транспорта. Здесь и навык обзорности на 180 градусов, и внимание ко всем участникам дорожного движения, и соблюдение всевозможных правил, ориентируясь, в том числе, и по дорожным знакам. Кстати, номерные знаки впервые появились ещё на конных экипажах, а американец Уильям Фелпс Ино, разработавший первые правила дорожного движения, никогда не водил автомобиль сам.
Быть водителем транспортного средства – это значит обладать целым набором определённых качеств, таких, как, например, внимательность, быстрота реакций и стрессоустойчивость. Последнее из которых пригодится, допустим, в автомобильных пробках. Так, питерские водители в них стоят около 150 часов в год. Что касается внимательности, то, согласно статистике ГИБДД, российские мужчины попадают в ДТП в 6 раз чаще женщин.
И если для автомобилиста-любителя всегда есть выбор – сесть за руль самому или нет, то для профессионалов своего дела этот вопрос не стоит вовсе. Водители трамваев, маршрутных такси и автобусов встречают рассветы, находясь в дороге, чтобы успеть доставить своих пассажиров вовремя к месту их следования.
Вот уже не один десяток лет ветеран водительского труда Михаил Носов просыпается в 4 часа утра, чтобы успеть отвезти школьников к первому уроку. Ранее школьные автобусы были прикреплены к тому или иному образовательному учреждению, а впоследствии их передали в управление Коченëвского автотранспортного предприятия. Михаил Степанович заряжается энергией юных пассажиров, пока подвозит их до учебного учреждения или на какие-либо городские мероприятия. «Бывает, устаю немного, возраст всë-таки сказывается. Работать продолжаю не только из-за финансового интереса, а чтобы скучно не было», – делится Михаил Носов, позитивно улыбаясь.
Стоит сказать, что коллектив АТП практически полностью позитивный. Водители наперебой делятся дорожными историями, сопровождая их громким смехом. «Из трудностей в работе – только желание руководства отправить нас в рейс в любую погоду. Мороз, дождь, порывистый ветер – всё равно едем», – шутит Александр Губский, отдавший дорогам и пассажирам-школьникам внушительную часть своей жизни, вторит ему и Григорий Солодовщиков. А вот Александр Королëв, чей стаж в АТП практически десять лет, самыми сложными считает слесарные работы. Нет, водителей здесь не принуждают проводить техническое обслуживание автобусов, но если сотрудник знает в этом толк и проявляет инициативу, то руководство всегда идёт навстречу. Таким образом Александр Зорич полностью сменил водительскую специализацию и теперь занимается автоэлектрикой и двигателями в автохозяйстве под чутким руководством заведующего гаражом Михаила Арсентьева, который помимо своих прямых обязанностей по ремонту техники и закупке запчастей периодически садится за руль автобуса, подменяя коллег в период их болезни, отпуска или вынужденного выходного. Кстати, у водителей рейсовых направлений выходных дней практически не случается, но ни Алексей Харланов, ни Александр Королëв даже не озвучили этот момент при диалоге с «КВ», понимая свою ответственность и необходимый ритм работы в связи с кадровой нехваткой.
В прошлом году у «КВ» состоялся диалог с директором автотранспортного предприятия Владимиром Гаппелем, в ходе которого узнали всю подноготную профессии водителя. «Заработная плата у водителей достойная, а вот график работы – тяжёлый. Не каждый человек способен вставать с первыми лучами солнца и приезжать домой уже в сумерках. Отдых лишь в перерывах между рейсами. Это действительно сложно, как физически, так и эмоционально», – рассказывал Владимир Васильевич. Проблема кадрового дефицита в этом году всё так же актуальна и, скорее всего, в ближайшем будущем не решаема. На данный момент в АТП требуется 2 водителя на школьные автобусы и 7 человек – на рейсовые. Требования к кандидатам на должность вполне приемлемые: водительское удостоверение с нужной категорией, наличие небольшого опыта и ответственность. Несмотря на нехитрые требования и достойную оплату труда, полностью закрыть вакансии пока не удаётся.
О том, какие ещё трудности испытывает автохозяйство, как их решает и какие у него перспективы, рассказал директор АТП Владимир Гаппель.
– Владимир Васильевич, увеличилась ли стоимость билетов в связи с ростом цен на горючее и запчасти? Окупает ли стоимость билетов необходимые вложения в автопарк?
– Цена билета возросла незначительно по сравнению с прошлым годом. Их уровень устанавливается Департаментом по тарифам. Стоимость билетов на пассажирский транспорт в принципе не может закрыть потребности автотранспортных предприятий, в связи с этим мы получаем дотации от Министерства транспорта и дорожного хозяйства, а за маршрут внутри Коченëво доплачивает районная администрация. Кстати, оплачивать проезд граждане могут через терминал, который считывает не только банковскую карту, но и социальную. Это очень удобно, но пока данной опцией пользуются нечасто.
– Как вы оцениваете техническое состояние автопарка?
– Износ техники составляет более 90%. Со школьными автобусами ситуация гораздо лучше, чем с рейсовыми. Транспорт для перевозки обучающихся – в хорошем состоянии, ведь, в соответствии с требованиями, его списывают через 10 лет использования. В октябре этого года мы получили новые школьный автобус и ГАЗель, которые оснащены всем необходимым, в том числе и системой Глонасс. Уже определён маршрут их следования. С рейсовыми автобусами ситуация более сложная, но в ближайшее время должна измениться к лучшему, в связи с тем, что до конца года автопарк пополнится новыми единицами техники в количестве семи штук по Всероссийской президентской программе. Для этого мы подавали заявку в Министерство транспорта и дорожного хозяйства. Пополнение автопарка автобусами в таком количестве является прекрасной перспективой для более качественных услуг по перевозке пассажиров, да и для водителей это станет улучшением условий работы.
– Что бы вы хотели сказать своим сотрудникам в канун профессионального праздника работников автомобильного и городского пассажирского транспорта?
– Понимая уровень ответственности, требующийся как от водителей, так и от специалистов по техническому обслуживанию, пожелаю им благоприятных условий для выполнения обязанностей. Обязательно здоровья, выносливости и доброжелательных пассажиров. От имени всей администрации поздравляю сотрудников нашего АТП с профессиональным праздником!
В нашем районе актуальность пассажирских перевозок сложно преувеличить, ведь достаточный процент граждан не водит автомобиль самостоятельно, не во всех населённых пунктах есть школы – и необходима организация подвоза детей в образовательные учреждения, да и район у нас большой, поэтому транспортная доступность играет важную роль. Вместе с ней важны и те, кто просыпается ещё до рассвета, чтобы снова отправиться в путь, и те, кто выполняет незримую постороннему глазу работу – организует транспортное сообщение и техническое обслуживание. Именно от них зависит, успеем ли мы вовремя попасть в нужное нам место.
Светлана ТАРАСОВА
Фото автора.