"КВ" - ПРОЕКТ ЛИЦА РАЙОНА

Окружая заботой и любовью

Первые наставники малышей в детских садах – воспитатели. Именно они создают в своих группах ту неповторимую атмосферу тепла и любви, в которой дети чувствуют себя комфортно.

Именно такую обстановку взаимопонимания, заботы и бережного отношения друг к другу и создаёт на протяжении 12 лет воспитатель группы «Ягодки» при Целинной школе (дошкольная группа) Елена Каргина. Добрая, отзывчивая и внимательная, она находит подход к каждому ребёнку и делает всё, чтобы малышам в детском саду было хорошо и интересно. 

А вот какова роль воспитателя в формировании личности малыша, в преддверии профессионального праздника «КВ» узнали лично у Елены Викторовны и её коллег…

Работа воспитателя является очень ответственной, ведь на кону стоит будущее маленького человека. Первые взрослые на жизненном пути становятся ориентиром во взаимоотношениях с людьми, влияют на самооценку и самоидентификацию маленького человека. Здесь важно не только найти общий язык с малышом, но и выявить его основные качества и таланты, помочь наладить контакт со сверстниками, заинтересовать окружающим миром, науками и творчеством.

Трудно переоценить роль воспитателя, перед которым стоят задачи формирования личности подрастающего поколения.

В канун Дня воспитателя и всех работников дошкольного образования, который в этом году отметят 27 сентября, мы узнавали у представителей профессии нашего района, какие задачи они перед собой ставят и что готовы посоветовать родителям относительно процесса воспитания их детей?

Лидия ВОРОНОВА, воспитатель детского сада «Петушок»:

– Главная задача воспитателя – помочь ребёнку развить уверенность в своих силах, научить управлять своими эмоциями. Внимательный воспитатель всегда увидит индивидуальные способности малыша и будет работать в соответствии с их потребностями. Однако самое важное –это любовь к детям, доброта, отзывчивость и терпеливость. Ещё я уверена, что всегда нужно стараться стать ребёнку другом. Мне очень дорого детское доверие, они со мной делятся секретами, рассказывают тайны, ведь я их друг, который всегда поможет. Особого внимания требуют детки, впервые пришедшие в детский сад. Им нужно помогать справиться со стрессом и адаптироваться к новым условиям. В этот период нужно быть особенно добрым и ласковым, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности. Детей стоит часто обнимать, это даёт им чувство защищённости, и вовлекать в различные игры, чтобы они могли отвлечься от своих переживаний. Если при этом с ребёнком будет его любимая игрушка из дома, то это значительно облегчит процесс. Конечно, воспитательный процесс является совместным, когда родители и воспитатели работают в тандеме. Лучше всего, если родитель будет спокоен, что передастся и малышам. Своим же главным достижением в работе считаю доверие родителей и любовь ребятишек. Каждый день я готовлюсь к встрече с ними, и уверена, что каждый ребёнок знает, что его любят и ждут в детском саду.

Юлия КАЗАКОВА, воспитатель детского сада «Антошка»:

– Когда ребёнок приходит из дома в детский сад, первый, с кем он знакомится, – воспитатель. Он проводит много времени в детском саду, который со временем становится вторым домом, а воспитатель – второй мамой. В повседневном общении ребёнок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Поэтому в процессе социализации, воспитания и развития личности ребёнка важнейшая роль отводится воспитателю, который, на мой взгляд, должен обладать такими качествами, как порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и эмоциональная устойчивость. Воспитатель не обязан любить детей (на это есть родители), но уважать ребёнка как личность – обязан!

Много мнений есть насчёт того, должен ли воспитатель быть ребёнку другом. Я думаю, что если нужно находиться в позиции взрослого, тогда ребёнок будет развиваться и следовать за воспитателем, а если находиться в позиции друга, то это негативно скажется на дисциплине и обучении.

Очень важным является  период адаптации в детском саду. Качество взаимодействия воспитателя с ребёнком влияет на то, как пройдёт весь процесс в целом. В своей работе я стараюсь создавать дружелюбную обстановку для малыша, разговариваю с ним мягким, спокойным голосом, использую ласковые слова. Стараюсь узнать у родителей об особенностях поведения детей в той или иной ситуации, что делают родители в случае капризов и на что стоит обратить внимание. И, конечно же, нужно играть с ребёнком, вовлекать его в детский коллектив. Чтобы ребёнок ходил в детский сад с удовольствием, родителям даю следующие советы: соблюдать режим дня, не пугать детским садом, а, наоборот, говорить детям, что в саду много интересного и увлекательного, интересоваться достижениями за день в беседе, не подрывать авторитет воспитателя.

Очень важен в саду и образовательный процесс. В моём понимании его целью являются выраженные изменения в лучшую сторону, которые происходят в ребёнке под влиянием применяемых воспитателем методик, систем и разработок

Имея достаточно большой опыт в воспитании и обучении детей, могу выделить свои самые значимые достижения. Так, в 2016 году заняла второе место в районном конкурсе «Воспитатель года». Также наш детский сад «Антошка» участвовал в 2023 году в конкурсе стартапов «С тобой регион успешнее», где мы с коллегами входили в группу по разработке проекта и заняли первое место. Но самые главные достижения для меня – это улыбки детей, когда входишь в группу, тёплые детские объятия и понимание родителей!

София НОСОВА, старший воспитатель детского сада «Петушок»:

– Воспитатель вводит ребёнка в новую социальную среду, где возникают новые коллективные отношения, в первую очередь через игру. Это первое в становлении личности ребёнка. Воспитатель старается в детском коллективе для каждого ребёнка создать ситуацию успеха, что ведёт к формированию познавательного интереса, развитию предпосылок к учебной деятельности. Воспитатель способствует развитию нравственных отношений в группе со сверстниками, со взрослыми, используя разные приёмы и свой собственный пример в том числе.

Самое важное качество воспитателя, хотя, пожалуй, даже не качество, а способность, – проявлять безусловную любовь. Любить детей без каких-либо «условий». Придя в детский сад в 2-3 года, малыши в воспитателе видят, прежде всего, «безопасного взрослого». Взрослея, дети старшего дошкольного возраста проявляют доверие по-другому: отдают на сохранение любимые игрушки, недорисованный рисунок (воспитатель обещает, что дорисуем завтра), делятся секретами. Так воспитатель становится взрослым другом, который многое умеет, знает и всегда поможет.

Адаптация к детскому саду проходит по-разному. У некоторых детей легко, а у других очень тяжело. Родителям рекомендую подготавливать своего ребёнка заранее – учить самообслуживанию, соблюдать распорядок дня, вводить в рацион блюда «как в садике» (хотя бы кашу), а как пришли в сад, – помогать воспитателю, прислушиваться к его рекомендациям. Советую играть дома с ребёнком в детский сад, рассказывать и читать о нём.

В саду очень важен воспитательно-образовательный процесс. И эти два понятия, воспитание и обучение, неразрывно связаны. Его цель – создание условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, подразумевающего развитие личностных, нравственных, социальных качеств.

Я 15 лет работала воспитателем, и самыми главными достижениями считаю успехи своих воспитанников. Как большие – победа в конкурсе, отличная учёба в школе и другое, так и маленькие – успешная адаптация, хорошо рассказанное стихотворение. Также считаю достижением то, что взрослые мои воспитанники, уже школьники, до сих пор бегут и обнимают меня, а родители выпускников до сих пор поздравляют с днём рождения и другими праздниками.

Елена КАРГИНА, старший воспитатель Целинной школы:

– На земле много профессий, и одной из самых важных, по моему мнению, является профессия – педагог-воспитатель. Она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. И от того,  сможет ли воспитатель стать эталоном для воспитанника, зависит процесс самого воспитания.

Стать для ребёнка эталоном поведения – это главная задача воспитателя, но для этого необходимо, чтобы у педагога были любовь и уважение к ребёнку. Ребёнка нельзя обмануть наигранным и лукавым отношением, он это сразу почувствует. Ребёнок следует правилам и нормам воспитания педагога только тогда, когда может безгранично доверять своему воспитателю. И когда это доверие есть, тогда ребёнок наделяет воспитателя непререкаемым авторитетом и всеми достоинствами: умом, красотой, добротой.

В своей работе я искренне радуюсь успехам малыша, сочувствую его беде, серьёзно и заинтересованно отношусь к его проблемам и неудачам, этим самым оказывая ребёнку поддержку, в которой так нуждается маленький человек, а также проявляю справедливую оценку действий воспитанника к самому себе и окружающим. Может быть, в этом и есть секрет того, что мои воспитанники подражают мне, как воспитателю, и стремятся в будущем выбрать эту профессию.

Галина КНАУС, воспитатель детского сада «Антошка»:

– Воспитатель играет самую непосредственную роль в становлении личности малыша, поскольку он напрямую влияет на его мировоззрение, помогает ребёнку познать самого себя, окружающих, учит детей управлять своими эмоциями, развивает в детях уверенность в своих силах и возможностях. Как говорил советский педагог Е. А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие воспитателя». От профессионализма, чуткости и доброты воспитателя зависит то, насколько богатым и ярким будет внутренний мир ребёнка.

Безусловно, воспитатель должен обладать целым набором качеств. Это доброта, любовь, чуткость, человечность, открытость, отзывчивость… Их можно перечислять достаточно долго. Но, лично для меня, самое главное качество воспитателя – это терпеливость. Работа с детьми очень непростая, каждый ребёнок имеет свои особенности и проявляет индивидуальность, неповторимость. Воспитателю важно найти подход к каждому.

Я, скорее, стремлюсь к «партнёрским» отношениям с детьми. Это означает быть с детьми на равных! Это когда не надо давать инструкций, указаний, контролировать, не надо подменять своими действиями то, что дети могут сделать самостоятельно. Это создание предметной среды, обеспечивающей широкий выбор по интересам. Это уважение самого ребёнка. Мне очень дорого детское доверие, когда они по секрету рассказывают свои тайны – я же друг, мне можно довериться, а не строгая тётя. Во время привыкания к новым условиям дошкольного образовательного учреждения каждый ребёнок испытывает адаптационный стресс. Если не создать условия, которые будут способствовать уменьшению воздействия стресса, то это может повлечь за собой эмоциональные нарушения или замедление темпа психофизического развития ребёнка. В своей работе в первую очередь использую элементы телесной терапии: объятия, игры на коленях, пальчиковые игры, коллективные и подвижные игры, музыкально-ритмические минутки и паузы. Релаксационные игры помогают детям справиться с напряжённой ситуацией в период привыкания. Приёмы по дыхательной гимнастике способствуют мышечному и эмоциональному расслаблению. Успокаивающее и расслабляющее действие также оказывает рисование нетрадиционными техниками и тестопластика – увлекательный процесс, который помогает отвлечься и забыть о своих переживаниях.

Считаю, что в работе у меня одна-единственная цель – создание условий для всестороннего развития личности ребёнка. А самое важное достижение –  любовь и признание моих воспитанников, слова благодарности и поддержки, ощущение своей значимости.

Ольга КРУТОВА, музыкальный руководитель детского сада «Малышок»:

– Воспитатель в детском саду становится второй мамой для ребёнка, поэтому очень важно вложить в него любовь к знаниям, творчеству, окружающему миру. От доброты и профессионализма педагога зависит, насколько богатым будет внутренний мир каждого малыша. Самым важным качеством человека при работе с детьми считаю любовь к ним. Вместе с тем, уверена, что воспитатель должен быть как и строгим, так и мягким педагогом, а также уважительно относиться к личности ребёнка и разумно оценивать его поступки.

Касаемо своей работы с детьми, полагаю, что музыкальный руководитель должен иметь комплексный подход. Важно использовать различные методы работы – это и пение, и танец, и музыкально-ритмические упражнения. Применять на занятиях игровые технологии. Самой важной своей целью считаю развитие музыкальных способностей детей. А также познакомить их с музыкальными жанрами, с русским народным творчеством, воспитать интерес к музыке. Самым важным достижением в работе считаю те моменты, когда ребёнок справился с поставленными задачами и испытал позитивные эмоции от совместной деятельности.

Анастасия КОЛГАНОВА, воспитатель детского сада «Малышок»:

– Я считаю, что воспитатель играет огромную роль в жизни детей, так как ребёнок проводит в детском саду много времени.  Здесь нет мамы, которая его защитит. Она не сможет его обнять, поцеловать, когда ребёнку это нужно, поэтому ребёнок целиком и полностью полагается на воспитателя. Он ищет любви, защиты, поддержки. Воспитатель становится значимым человеком в жизни ребёнка. И очень важно, чтобы у ребёнка и воспитателя складывались тёплые, доверительные отношения. Воспитатель временно берёт на себя роль родителя в детском саду, поэтому будет ошибкой считать воспитателя посторонним, чужим человеком.

По моему мнению, самое важное качество — это любовь к детям. Оно важно для любого педагога, а для воспитателя его можно смело поставить на первое место.

Что значит быть другом для детей? Это уважение самого ребёнка! Поняв и приняв это, в моей работе резко всё поменялось. Для меня очень важно сейчас находиться с детьми на равных, сидеть с ними на полу и обсуждать какие-то их личные дела, придумывать что-то интересное, просто беседовать. Мне очень дорого детское доверие, чтобы они рядом со мной  чувствовали себя в безопасности. Также создаю в группе тёплую и домашнюю атмосферу, чтобы дети чувствовали себя в комфорте и безопасности. Периодически обнимаю детей, беру за руки, ведь тактильный контакт даёт им чувство защищённости и помогает быстрее адаптироваться. Вовлекаю детей в групповые и индивидуальные интересные игры.

На протяжении всей работы в детском саду «Малышок» у меня собралось множество грамот и наград. Это некий результат моего труда, моих стремлений. Я считаю, что достижениями является практически всё, что остаётся навсегда с тобой. А свои достижения я оцениваю с точки зрения своей личности и удовлетворённости результатами. Живя детскими интересами каждый день, видя детские улыбки, их ясные глаза, чувствуешь огромный заряд сил. И большое счастье, что моя семья поддерживает все мои планы, гордится профессиональными успехами, помогает в реализации поставленных задач. Я благодарна судьбе, что она тринадцать лет назад привела меня в детский сад. И хотя раньше я не думала, что это моё призвание, на сегодняшний день я не хочу другой профессии.