Наша задача – раскрытие и поддержка способностей и талантов у детей и молодёжи
Современная система образования выстраивает траектории развития согласно запросам государства, предоставляя различные возможности для раскрытия и поддержки способностей и талантов у детей и молодёжи. Для открытия новых научных знаний и технологических идей лучшим инструментом считается проектно-исследовательская и изобретательская деятельность, эффективность которых оценивается через результативность детей и их наставников.
Путь профессионального развития педагогов в Коченёвском районе имеет многоуровневый подход, основа которого заложена в работе муниципальной методической службы. В структуре функционирования МРЦ Коченёвского района имеется несколько ресурсных блоков, где базовым является методическое обеспечение и кадровый потенциал педагогов.
Задача методической службы – привлечь учителей к транслированию своего опыта через конкурсное движение и работу муниципальных методических объединений.
Данный инструмент позволяет выявить активных, идейных и творчески работающих учителей.
Управление образования администрации Коченёвского района и муниципальный ресурсный центр выявления и поддержки одарённых детей и талантливой учащейся молодёжи Коченёвского района создают условия для трансляции профессионального опыта работы: приглашают на конференции, включают в экспертную работу, погружают в другие активности. Такая работа позволяет повысить мотивацию педагога, поверить в себя и построить траекторию своего дальнейшего развития.
Развитие и стремление учителя выводит его за пределы муниципалитета, появляется интерес разобраться в новых активностях.
Рассмотрим формирование системы развития профессиональных компетенций педагогов на примере подготовки наставников в концепции конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы».
Муниципальным ресурсным центром выявления и поддержки одарённых детей и талантливой учащейся молодёжи Коченёвского района разработана и с 2023-2024 учебного года успешно реализуется модель «Развитие обучающихся и педагогов через проектную деятельность» с целью подготовки школьников и учителей к конкурсу научно-технологических проектов «Большие вызовы». Модель реализуется по системе «Наставничество» через подход «развитие идеи от общего к частному», в ядре которой лежит проектная идея ребёнка с её поддержкой, развитием и выходом на результат. В структуре модели заложены образовательные блоки: «ИДЕЯ»; «УЧИМСЯ»; «ПРАКТИКУЕМ».
Каждый образовательный блок – это цикл мероприятий по обучению обучающихся и педагогов проектной деятельности в рамках концепции конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Последовательно выстроенные мероприятия образуют единую концептуальную основу, дающую возможность ребёнку и наставнику проработать проектную идею от её зарождения до готового продукта.
Образовательный блок «ИДЕЯ», который считается ядром модели, находится внутри каждой образовательной организации, за функционирование которого отвечает назначенный приказом директора ответственный за работу с талантливыми детьми. Здесь работа ведётся всеми возможными инструментами через включение детей в систему конкурсных мероприятий, слётов, форумов, экспедиций, конференций различного уровня с учётом интеллектуального потенциала учащихся, их интересов и склонностей. Отличным ресурсом по поиску идей и квалифицированному сопровождению проектов является Фонд «Образование» с его сетевыми проектами: «Охотники за микробами», «Рост кристаллов», «Когнитивная лингвистика», «Школьники-волонтёры науки». В 2023-2024 учебном году в проектах приняли участие команды Коченёвской школы № 2 (наставники С. М. Гельд, Н. А. Рихтер, Ю. А. Щенникова) и Чикской школы № 7 (наставник Е. И. Яковлева).
Образовательный блок «УЧИМСЯ»:
Семинар «Как найти идею проекта?»
Индивидуальные консультации по запросу.
Онлайн-консультации перед участием в отборочном этапе «Отвечаем на вопросы».
Установочная сессия «Большие вызовы».
Образовательный блок «ПРАКТИКУЕМ»:
Межрайонный семинар-практикум «Из НЕБОльших в большие».
Межрайонный конкурс научно-технологических проектов «НЕБОльшие вызовы».
Проектная смена «Большие вызовы» в ОП имени О. Кошевого.
Фестиваль проектов «Большие вызовы».
Районный фестиваль научного творчества «Старт к успеху».
Образовательные блоки «УЧИМСЯ» и «ПРАКТИКУЕМ» проходят при организации МРЦ Коченёвского района и РЦ «Альтаир».
Показателями работы в 2023-2024 учебном году по направлению проектно-исследовательской деятельности в Коченёвском районе являются 6 призёров регионального трека Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы»:
Коченёвская школа № 1 имени Героя Советского Союза Н. Ф. Аргунова,
Арина Симонова, наставник О. В. Немченко;
Коченёвская школа № 2, Алёна Кулешова, наставник С. М. Гельд;
Коченёвская школа № 13, Тимофей Траханов, наставник Р. А. Хорошилова, Егор Беланов, наставник М. Е. Кобзарь;
Речниковская школа, Милена Щербак, наставник Т. С. Малявко;
Крутологовская школа, Людмила Иванова, наставник И. В. Кунц.
К научно-технологическим проектам и конкурсам предъявляются высокие требования, выполнение которых предполагает глубокое понимание их основ и содержания, разобраться в которых самостоятельно способен не каждый ребёнок. На помощь приходит наставник, важное качество которого – это личная внутренняя мотивация и желание открывать новое.
В модели сформировано 3 квалификационных уровня наставников:
1.«Наставник-мастер» – имеет/победителя/призёра в конкурсе научно-технологического направления всероссийского уровня.
2.«Наставник-практик» – имеет финалиста всероссийского уровня/призёра/победителя в конкурсе научно-технологического направления регионального уровня.
3. «Наставник-теоретик» – имеет финалиста регионального уровня/призёра/победителя в конкурсе научно-технологического направления муниципального (межрайонного) уровня.
Результаты работы наставников в 2023-2024 учебном году имеют высокие результаты. Обучающиеся образовательных организаций Коченёвского района достойно проявили и показали себя на региональных и заключительных этапах Всероссийских конкурсов: АгроНТРИ, НТО, НТО junior, «Старт в инновации», «Эврика», конкурс В. И. Вернадского, «Обретённое поколение» и другие.
Обучающийся Коченёвской школы № 13 Александр Балицкий является бронзовым призёром финального этапа в номинации «АгроРоверы» Всероссийского конкурса «АгроНТРИ–2023», наставник М. Е. Кобзарь. Призёрами в финале НТО junior сферы «Технологии и компьютерные игры» стали обучающиеся Коченёвской школы № 13 Тимофей Траханов и Дмитрий Богданов, наставник Р. А. Хорошилова. Команда Чикской школы № 6 имени Героя Советского Союза Д. К. Потапова «PROнауку» стала победителем открытого конкурса грантовых проектов «Новые искатели» в номинации «Объединять» (Екатерина Хмелева, Дарья Поступенская, наставник В. М. Чупина).
В число финалистов XXIII Всероссийской конференции «Старт в инновации» вошли Елизавета Яковлева (Чикская школа № 7, наставник Т. С. Малявко) и Алёна Кулешова (Коченёвская школа № 2, наставник С. М. Гельд). Елизавета Яковлева приняла участие в финале, который проходил в Технопарке Физтех-лицея имени П. Л. Капицы Московской области и стала дипломантом 2 степени. В XXXI Всероссийских юношеских чтениях имени В. И. Вернадского Елизавета Яковлева стала дипломантом 1 степени.
По итогам LIII Всероссийской конференции научно-исследовательских работ обучающихся «Обретённое поколение» Дипломами 1 степени и медалями за успехи в исследовательской и проектной деятельности «Будущее Российской науки» награждены обучающиеся Чикской школы № 6 имени Героя Советского Союза Д. К. Потапова Екатерина Лайком и Мария Глотова, наставник И. Г. Михренина.
Первый опыт участия в финале НТО для Коченёвского района представил обучающийся Речниковской школы Егор Болбат, наставник М. В. Завозина. Выбрав профиль «Цифровое производство в машиностроении», Егор продуктивно прошёл три предварительных этапа конкурса и в командном формате принял участие в финале в г. Калуге.
На региональном конкурсе научно-исследовательских и проектных работ по истории России XX века «Моя семья в истории страны», который был организован РЦ «Альтаир», победителем стал обучающийся Коченёвской школы № 1 имени Героя Советского Союза Н. Ф. Аргунова Руслан Марченко, наставник С. В. Марченко, а призёром – обучающийся Целинной школы Артём Васильченко, наставник Ю. В. Тимошина. Достойно оценивались экспертными комиссиями работы Людмилы Маргаринт, обучающейся Чистопольской школы, наставник М. Г. Максименко. Людмила является лауреатом XVIII открытой региональной научно-практической конференции школьников «Эврика», призёром региональной краеведческой конференции «СТУПЕНИ» в номинации «Летопись родного края».
Представленные результаты работы – это трудоёмкий процесс, результат которого достигается благодаря совместной работе ученика и его учителя!
Татьяна МАЛЯВКО, руководитель муниципального ресурсного центра выявления и поддержки одарённых детей и талантливой учащейся молодёжи Коченёвского района