Четыре времени года. И – жизни…
Можно не сомневаться, что для большинства, если не для всех фермеров, чья жизнь накрепко связана с сельским хозяйством, та земля, на которой они ведут своё дело, является «местом силы». Да, она их забирает, но и возвращает, словно живой родник, так или иначе обновляя намерения, планы, мечты, вектор развития, в конечном итоге, – самого человека.
До сих пор помнится привлёкшая внимание фотография фронтовика Петра Ивановича Волкова на стене в ещё прежней бытовке крестьянского хозяйства его сына, Вячеслава Петровича Волкова, базирующегося в селе Целинное Коченёвского района. И его слова о том, что Волков-старший продолжает незримо присутствовать в его судьбе, собственно, и определив путь своего наследника, который тоже стал хозяином на земле и, как некогда его отец, возглавлявший орденоносный совхоз «Целинный», всей душой болеет за этот край.
Удивительное совпадение, но за тем, как сегодня складывается жизнь фермера Ольги Юрьевны Чегодаевой из села Федосиха, тоже стоит личность её незабвенного отца, Юрия Николаевича Малыгина, ведущего инженера завода имени Чкалова. Он рано, не дожив и до шестидесяти, ушёл из жизни, сгорев за несколько месяцев от неизлечимой болезни, но сколько же сумел вложить в свою дочь собственным примером! И не меньше – в своего внука, который уже много лет рядом с матерью ведёт крестьянское хозяйство на землях этого одного из самых отдалённых в нашем районе поселений.
Мать и сын Ольга и Вячеслав Чегодаевы. Место жительства – Новосибирск, но в полеводческий сезон каждый день, а то и ночь, – за рулём своих машин и постоянно рядом с работниками своего крестьянского хозяйства.
К слову, высшее образование Ольга Юрьевна получила в сельхозинституте, на зоотехническом факультете. Дальше была аспирантура… и вставшая острая необходимость зарабатывать деньги, когда в пресловутые 90-е обрушился привычный и понятный для простых людей уклад жизни.
«Те годы очень неоднозначные, но для меня они стали толчком», – говорит она о периоде резких перемен. Как вспоминает, расставшись с отцом своего ребёнка, училась сама отвечать за них двоих, хотя, конечно, рядом были её отец и мама, помогавшие растить трёхлетнего на тот момент малыша.
– Именно мой папа стал тем мужчиной, который вложил в Славу все лучшие качества: держать данное слово, не бояться принимать решения и брать на себя ответственность за них, оставаться верным в дружбе и любви, никогда не забывать и заботиться о родных и близких людях.
Потому, когда занялась фермерством, была рада, что в этом деятельно поддержал сын. Пожалуй,
первоначально перевесили-таки её резоны, размышляет сегодня Ольга Чегодаева. А убеждать, приводя весомые доводы, прекрасно умеют оба, – улыбается она. Но вот позже, когда засомневалась не только в своей душе, но и вслух, что, может, не по той дороге направила своего сына, который окончил престижный НЭТИ и мог бы заниматься высокотехнологичным оборудованием, Вячеслав решительно пресёк эти разговоры: «Мне нравится в Федосихе. Моё место здесь!» Ну и как тут действительно не задуматься о «месте силы»?!
Сама Ольга давно переквалифицировалась в бухгалтера, тем более что этой профессии отдала свои трудовые годы её мать, и дочери было у кого поучиться. Федосиха возникла на её пути во время работы в двухтысячные годы в крупном агрохолдинге, когда посещала с проверками входившие в него сельхозпредприятия, в том числе ЗАО «Верх-Карасукский». Говорит, что её в ту пору вдохновило знакомство с его директором Александром Михайловичем Злобиным – патриотом своего села. «Есть нечто особенное в этом старинном сибирском селе! – пытается она передать свои ощущения. – Пласты истории, которую, как могут, сохраняют местные жители через необычные названия улиц, поклонные кресты на месте бывшего храма и погостах. Притягательная природа. В городском офисе погоду делает кондиционер, а здесь слышно, как снег падает. И есть взаимодействие прошлого с настоящим, когда Ирина Кошелева, тоже, кстати, горожанка, переехав в Федосиху, открыла ООО «Компания Русский двор» по производству полуфабрикатов из местного сырья, а параллельно с этим создаёт музей старины и развивает агротуризм. Здесь живёт и работает немало людей, начиная с сельского главы Сергея Фёдоровича Бауна и директора средней школы Николая Ивановича Почевалова с его верной спутницей Еленой Анатольевной, которые хотят, чтобы это поселение крепло и развивалось. К ним присоединились и мы с сыном…»
В чём это выражается? К примеру, в том, как сказал «КВ» Сергей Баун, что тяжёлая техника крестьянского хозяйства О. Ю. Чегодаевой работает на местных улицах и дорогах, когда их необходимо очистить от снега, используется в регулярной опашке населённых пунктов Федосихинского сельсовета. А если добавить, что второй созыв подряд его население оказывает Ольге Юрьевне доверие, выбирая её депутатом сельского Совета депутатов, то можно представить, что это не единственные насущные вопросы, которые она решает вкупе с администрацией. Между прочим, услышала от Чегодаевой, что когда-то она тоже задумывалась об агротуризме, видя потенциал этого направления, но крестьянское хозяйство по-прежнему требует очень много времени.
Постепенно они с Вячеславом почти полностью отремонтировали старую производственную базу, которую выкупили у Верх-Карасукского в 2011-м, заменяя крыши у зданий, бетонируя полы. А в этом году на её территории, помимо складов, гаража и весовой, встал сушильный комплекс. Вот на нём-то сын, улыбается с затаённой гордостью Ольга Юрьевна, отвёл свою «техническую» душу, устроив его по типу «умного дома». На очереди – камеры на весовой, фиксирующие вес груза без её круглосуточного присутствия во время страды; автопилоты на уборочной технике, позволяющие в режиме реального времени отслеживать её передвижение на полях.
– Молодое поколение – они другие! – признаёт представитель старшего. – У Вячеслава – перспективное видение, и когда он говорит, что деньги не являются мотивирующим фактором, значит, так и есть, потому что этот фактор заключается для него в повышении качества получаемой продукции, в соответствии с мировыми стандартами.
Пройдя определённый путь, когда начали с выращивания зерновых и масличных культур, позже волевым решением сократили посевы первых, реально оценив, что их «малое» (немногим более 2-х тысяч гектаров земли) крестьянское хозяйство не вытянет его товарное производство.
Да и нашу Сибирь с её резко континентальным климатом недаром называют зоной рискованного земледелия. Как безжалостно порушили нынче пиковая июльская жара и сентябрьские дожди качество зерна, переведя его в фуражное! У него даже цвет другой, при виде которого сердце кровью обливается, не сдерживает своих чувств более эмоциональная Ольга Юрьевна.
Её жизненная весна тоже была контрастной. Балованная дочка под защитой обожаемого отца, который всячески стремился оградить своих домочадцев от любых забот по праву мужчины – главы семьи. А потом эта миссия резко перешла к ней. То время далеко позади, да и рядом уже два десятка лет надёжный мужчина, которого Вячеслав по собственному желанию давно называет отцом, но фермера Чегодаеву, по её собственным словам, это время года продолжает приводить в трепет. Уж очень ответственна пора подготовки к посевной!
– Спасибо сыну, который всю ситуацию видит в процессе, – подтрунивает она над своим, кстати, вполне понятным беспокойством.
– Спасибо маме, – подхватывает Вячеслав, – благодаря её контролю за всем и вся каждый новый день отличается от предыдущего по нарастающей!
Ну, относительно летнего сезона тоже всё ясно. Сейчас Чегодаевы делают ставку на мелкосеменные культуры, такие, как горчица, просо, рапс, развивая семеноводство и имея свой круг заинтересованных покупателей. Они и ускорили, можно сказать, приобретение сушильного комплекса, так как в данном случае предъявляются иные требования к проценту влажности зерна.
Собран и работоспособный коллектив, в нём сегодня 15 человек. Все работники – местные жители. Их подбор взял на себя Вячеслав Чегодаев, поддерживая в том числе знакомство со старшеклассниками Федосихинской средней школы, увлечёнными техникой. Вопреки распространённому мнению, не все выпускники стремятся уехать в город, тем более когда получают предложение достойной зарплаты в привычных для себя сельских условиях. Да и требования вполне выполнимые: ответственное отношение к трудовым обязанностям, с отказом от ненормативной лексики в присутствии Ольги Юрьевны, а лучше – вообще полным от неё отказом. Вежливость и уважительность – результат если не воспитания, то привычки, и никто не станет спорить, что подобная только сплачивает коллектив, одной из традиций которого стало запоминающе отмечать окончание сельскохозяйственного года – с развлекательной поездкой в город и посещением ресторана с определённой, на общий выбор, кухней.
А пока суть да дело, жизнь для их семьи заиграла новыми красками: в 16 лет познакомившись со своей Анастасией, в 18 лет Вячеслав официально оформил свои отношения, вскоре став отцом очаровательной девочки Арины, а ещё через пять лет – замечательного мальчишки Вениамина. И хотя Ольга Юрьевна в свои тогдашние «летние» сорок не очень представляла себя бабушкой, её свободное время и тогда, и сегодня в первую очередь принадлежит любимым внукам, сыну и невестке. Тем более что молодые Чегодаевы вскоре станут многодетной семьёй – к огромной радости близких людей они ожидают рождения третьего ребёнка.
– Когда пенсия только маячила на горизонте, я судила об этом времени в жизни человека по старым советским фильмам, – говорит Ольга Юрьевна, чей возраст выхода на неё подошёл в феврале 2024-го: – И, признаюсь, оно меня не радовало: у человека резко сокращается круг общения и занятий, меняется сам ритм жизни, словно был вынужден затормозить на бегу, и это только видимая часть айсберга. Переформатировал мои мысли, как обычно, сын: «Сделай из минуса – плюс!»
– Кто знает, как из возраста сделать плюс?! – Кажется, я знаю! – делится размышлениями не одного дня эта деятельная женщина: – Как-то, ещё в прошлом году, услышала от сына слова, от которых тогда отмахнулась, но они всё-таки засели в подсознании: «Ты всю жизнь вкалывала, не пора ли начать получать от неё удовольствие?»
А что для меня удовольствие? – Мои внуки! Сегодня, когда они уже достаточно взрослые, 16 и 11 лет, понимаю, что многие моменты их младенчества и раннего детства прошли мимо меня из-за нехватки времени и, действительно, нескончаемой работы. Смотрю на них и понимаю, что мне, вырастившей сына, хочется заплетать косички и завязывать бантики девочке, покупать для неё красивые платьица и куклы, научиться печь вкусные пироги и угощать ими, просто быть рядом и любить… И судьба предоставила мне второй шанс как раз в пору моей золотой осени, когда ещё есть силы и желания, но уже хочется избегать каждодневной гонки.
Да и урожай уже убран. Накал дел снизился. Я из тех фермеров, кто приветствует сибирскую долгую зиму, потому что можно наконец вспомнить, что бывает и покой, передышка от забот. А с моим предугадываемым будущим, когда есть надёжный тыл в лице моего мужа, есть дельный наследник, которому могу передать бразды правления, она не страшит и как неизбежный этап, увы, конечного человеческого существования.
Уже сформировалось внутреннее решение: я уйду из крестьянского хозяйства, когда увижу, что сыну больше не нужна моя помощь. Пока же мой Вячеслав целенаправленно идёт к тому, чтобы создать предприятие современного типа.
Это другой уровень и для работников крестьянского хозяйства, в чём они тоже заинтересованы. Так сложилось с юности, что я одну за другой решала встающие передо мной задачи, а своей сегодняшней считаю, что в селе должны жить и работать люди, которые любят и понимают сельское хозяйство. И поэтому сейчас, когда началось возвращение к своим истокам и уход от расхлябанности, никак нельзя бросать деревню…
Ольга ЖИГАЛОВА